Решение от 06 июля 2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2012 года г. Москва

Нагатинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Симоненко Е.Д.,

при секретаре Гончаровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5525/12 по заявлению Каратаевой Н. А. об установлении факта нахождения в местах принудительного содержания на оккупированной территории,

УСТАНОВИЛ:

Каратаева Н.А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения в местах принудительного содержания на оккупированной территории. В обоснование требований указала, что она <дата изъята> года рождения, до замужества ФИО1, уроженка г. Калинина (в настоящее время г. Тверь), где проживала с момента рождения и до 1959 года с мамой ФИО1, отцом ФИО6, а также с тремя братьями и двумя сестрами в частном <адрес изъят> в <адрес изъят>. Когда началась Великая Отечественная Война, ее отец был призван на службу в действующую армию. Оккупация г. Калинина началась 14.10.1941 г. Мама пыталась эвакуироваться дважды, но из-за того, что на одних её руках было шестеро малолетних детей, поняла, что ей это не по силам, т.к. шла огромная толпа беженцев с запада, люди были с мешками, с тележками, некоторые со скотиной. Мама боялась, что в этой толпе они будут раздавлены, и на свой страх и риск она осталась в г. Калинине. 14 октября 1941 года немцы вошли в г. Калинин. Каратаевой Н.А. на тот момент было 3,5 года и она хорошо помнит, как грохотали пушки, рвались снаряды, шли в касках и тяжелых сапогах немецкие дивизии. А также в дальнейшем детские воспоминания всплывали во время рассказов мамы, старших братьев, сестер, соседки бабы Груши и других родственников. Дня через два в октябре 1941 года к ним на постой определили немецкого офицера. В конце ноября 1941 года сестра Галина заболела и плакала, из-за этого немец наставлял то на маму, то на сестренку автомат. Пришли немецкие солдаты и по приказу офицера выбросили всех на улицу, затем погрузили в грузовик, где было еще два десятка человек и немецкие солдаты с автоматами, привезли в неизвестную деревушку, заперли в сарае, не было ни еды, ни воды. Когда двое стариков решили оторвать доски в сарае, их пристрелили. Через щели сарая они видели, что привозили людей, среди них были советские солдаты и их расстреливали, заставляли мужчин из их сарая их закапывать. Маму и других женщин заставляли работать и стирать белье немцев. Стирать и работать под страхом расстрела заставляли до кровавых мозолей. В начале ноября 1941 года они увидели, что конвоя больше нет, но боялись выйти наружу, выходили только по ночам на несколько минут. Когда выпал снег и стало холодно, ее мама ходила в деревню за теплой одеждой и приносила печеной картошки и хлеба. Освободили их наши солдаты в начале декабря, сбив замки с сарая. Голодные, полураздетые с обмороженными щеками они вернулись в г. Калинин в свой дом. Город к этому времени был освобожден. Таким образом, заявитель со своей семьей не только находилась на оккупированной территории бывшего СССР, т.е. в г. Калинине (ныне г. Тверь), но также находилась в местах принудительного содержания. Заявитель просит суд установит факт ее нахождения в месте принудительного содержания на оккупированной территории в г. Калинине и Калинской области.

Заявитель Каратаева Н.А. и ее представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, уточнили, что просят установить факт нахождения Каратаевой Н.А. в месте принудительного содержания на оккупированной территории в г. Калинине и Калинской области с октября 1941 по декабрь 1941 г.

Представитель заинтересованного лица УСЗН района Бирюлево-Восточное г. Москвы ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.30-31).

Выслушав заявителя, ее представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Судом установлено, что Каратаева Н. А. родилась в 1938 году в г. Калинин и проживала там в период с 1938 года по 1959 г. (л.д.10,11).

Из архивной справки ГКУ Тверской области «Государственный архив Тверской области» следует, что имеются сведения о том, что территория г. Калинина Калининской области была оккупирована 14 октября 1941 года. Город освобожден от оккупации 16 декабря 1941 года (л.д.24). Сведениями о существовании на территории города Калинина в период оккупации тюрем, лагерей, мест принудительного содержания людей, спецучреждений для использования несовершеннолетних в медицинских экспериментах не имеется (л.д.23).

Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» распространяется на проживающих на территории Российской Федерации бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.

В соответствии с разъяснениями, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 20 к «другим местам принудительного содержания» могут относиться: а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие); б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; в) другие места, специально созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны с целью принудительного содержания в них людей, аналогичные по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах. К «другим местам принудительного содержания" не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 суду показал, что приезжал к своей тети в гости в г. Калинин, когда ему было 13 лет, почти 60 лет назад, его тетя была соседкой матери Каратаевой Н.А., когда заходил к ним в гости мама Каратаевой Н.А. рассказывала, что ее с дочерью Каратаеву Н.А. отвезли во время оккупации в другую деревню и заперли в сарай, в котором они жили 2-3 месяца, из сарая нельзя было выходить, кто выходил из сарая тех расстреливали.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснила, что ее отец был на войне, он рассказывал, что когда был в г.Калинине их захватили немцы, бросили в сарай, потом в сарай привезли женщину с 6 детьми. Женщин заставляли работать, они приходили вечером с опухшими руками. Выйти из сарая было нельзя. Они там прожили два или три месяца. Кто пытался бежать из сарая его расстреливали.

Оснований не доверять показаниям свидетелей, судом не установлено. Вместе с тем суд учитывает, что свидетелям описанные события известны с чужих слов и данные показания объективно не подтверждают факт нахождения Каратаевой Н.А. в местах принудительного содержания.

Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иных доказательств, кроме тех, что исследовались в судебном заседании сторонами не представлено.

Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, учитывая установленные в судебном заседании юридически значимые для дела обстоятельства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку сам факт нахождения Каратаевой Н.А. в период второй войны на оккупированной немецкими войсками территории не может свидетельствовать о нахождении ее в местах принудительного содержания, созданными фашистами. Данных о том, что на территории города Калинина в период оккупации существовали места принудительного содержания людей не имеется. Нахождение Каратаевой Н.А. на протяжении двух месяцев под охраной фашистов в сарае не может считаться нахождением в местах аналогичных по условиям содержания в концлагерях, гетто или тюрьмах. Таким образом, доказательств, объективно подтверждающих факт нахождения Каратаевой Н.А. в местах принудительного содержания на оккупированной территории, заявителем не представлено, судом не добыто.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Каратаевой Н. А. об установлении факта нахождения в местах принудительного содержания на оккупированной территории отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г.Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Симоненко Е.Д.