ою отмене регистрации кандидата на должность главы района



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз Дата обезличена года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Михайловой Н.П., при секретаре ФИО0,

с участием старшего помощника прокурора Нагайбакского района Субботиной Т.М., заявителя ФИО8, его представителя ФИО5, представителя заинтересованного лица ФИО4, представителя избирательной комиссии Нагайбакского муниципального района ФИО3, представителя Муниципального образования «Нагайбакаский муниципальный район» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению ФИО8 об отмене регистрации кандидата на должность главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО7,

установил:

ФИО8 обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО7.

В обоснование заявленных требований указал, что он является зарегистрированным кандидатом на должность главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области. На эту же должность зарегистрирован кандидат ФИО7.

При проведении ФИО7 предвыборной избирательной кампании им допущены нарушения избирательного законодательства.

ФИО7 неоднократно использовались преимущества должностного положения.

В целях достижения определенного результата на выборах им допущено расходование денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда и их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.

При проведении встреч с избирателями ФИО7 допускал высказывания, возбуждающие социальную и национальную рознь, унижающие национальное достоинство.

Вышеуказанные нарушения в соответствии с п.п. «б», «в», «д» ч. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года являются основанием для отмены регистрации кандидата.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования уточнил и просил отменить регистрацию кандидата на должность главы Нагайбакского муниципального района ФИО7 в связи с тем, что он использовал в целях достижения определенного результата на выборах денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда и их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превысила предельный размер расходования денежных средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

ФИО7 не соблюдены ограничения, предусмотренные п.1 или 1.1 ст. 56 вышеуказанного закона.

Имелся факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующим по их поручению иным лицом или организацией.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ФИО7 были израсходованы денежные средства в сумме 90000 рублей, незаконно поступившие в избирательный фонд.

Платежные поручения ООО ФИО18 от Дата обезличена г. на сумму 40000 рублей и ОАО ФИО19 от Дата обезличена г. на сумму 50000 рублей не отвечают требованиям п. 8 ст. 58 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО5 уточнила, что заявитель не настаивает на оспаривании данных платежных документов. Однако платежное поручение от ИП ФИО9 на сумму 50000 рублей и приходный ордер на сумму 15000 рублей от ФИО15 не отвечают требованиям п. 7 и 8 ст. 58 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и являются незаконными.

При проведении встреч с избирателями ФИО7 допускал высказывания, унижающие национальное достоинство. Так при проведении встречи с избирателями в ... Дата обезличена г. он в негативном контексте допустил употребление высказывания в отношении граждан киргизской национальности.

ФИО7 проводились встречи с избирателями Дата обезличена г. в Доме культуры ... и Дата обезличена г. в доме культуры .... Объявления о проведении встреч были распространены его избирательным штабом и размещены в установленных местах. В объявлении также указывалось на проведение концертной программы ансамбля ФИО20» после встречи с кандидатом.

В обоих случаях после окончания встречи с избирателями кандидата ФИО7 проводился концерт данного ансамбля. При этом вход в помещения Домов культуры и концерт для избирателей был бесплатный.

Исполнители ансамбля ФИО21, являющиеся профессиональными артистами, оказали избирателям безвозмездную услугу по исполнению музыкальных произведений.

На встрече с избирателями, проводимой Дата обезличена г. в ..., при разговоре с избирательницей ФИО7 обещал передать ей личные денежные средства 15 марта.

В судебном заседании заявитель ФИО8 и представитель заявителя ФИО5, выступающая на основании доверенности, уточненные требования поддержали и настаивали на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо ФИО7 извещен о времени и месте судебного разбирательства судебной повесткой. На судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФИО7 и Всероссийской политической партии ФИО22 ФИО4. выступающий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал.

Представитель избирательной комиссии Нагайбакского муниципального района ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными. Суду пояснила, что со стороны кандидата ФИО7 нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену регистрации, не было допущено. Считает, что все зарегистрированные кандидаты должны дойти до выборов Дата обезличена года и пусть избиратели выберут достойную кандидатуру на пост главы Нагайбакского муниципального района.

Представитель МО «Нагайбакский муниципальный район» ФИО2, выступающая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, заключение прокурора ФИО6, полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, материал Номер обезличен об отказе в возбуждении уголовного дела, прослушав аудиозапись и просмотрев видеозапись, считает, что требования ФИО8 не подлежат удовлетворению.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 12 июня 2002 года Номер обезличен ( далее по тексту Федеральный закон Номер обезличен), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвинутом кандидате, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Основанием для отмены регистрации кандидата судом являются случаи, перечисленные в п. 7 ст. 76 Федерального закона Номер обезличен.

Решением избирательной комиссии Нагайбакского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО7, выдвинутый от местного отделения Всероссийской политической партии ФИО23 зарегистрирован кандидатом на должность главы Нагайбакского муниципального района.

ФИО8 решением избирательной комиссии Нагайбакского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года также зарегистрирован кандидатом на должность главы Нагайбакского муниципального района.

В соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

В силу пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 года Номер обезличен под подкупом понимается: вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); вручение вознаграждений избирателям, участникам референдума, выполнявшим указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Подпункт "г" п. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.

На основании п.п. 4, 5 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Номер обезличен, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается.

Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий установлены ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

На основании изложенного, при рассмотрении конкретного дела, суд должен исходить из того, что регистрация кандидата по основаниям, предусмотренным ст. 76 вышеуказанного Федерального закона, может быть отменена лишь за виновные действия, совершенные именно кандидатом либо по его поручению иными лицами.

Суд считает, что в судебном заседании не нашли подтверждение доводы заявителя о том, что ФИО7 нарушил ограничения установленные п. 2 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Из пояснений свидетеля ФИО11 следует, что она выступила на встрече с кандидатом на должность главы Нагайбакского муниципального района ФИО7, состоявшейся в доме культуры ... Дата обезличена года, и высказала все обстоятельства по невыплате в течение нескольких лет заработной платы ее сыну, работавшему на предприятии под руководством брата кандидата -ФИО10, и что, ФИО7, работающий начальником службы судебных приставов, не принял меры к взысканию данного долга по решению суда.

ФИО7 попросил своего брата ФИО10, присутствовавшего на данной встрече, пояснить ситуацию. После выступления ФИО10, ФИО7 извинился перед ней и сказал, что заплатит ей эти деньги.

Данные обстоятельства подтверждаются видеосьемкой, произведенной свидетелем ФИО12, из которой следует, что, действительно ФИО7 сказал, что не будет разбираться и после 14 марта лично отдаст деньги бабушке, до 14 марта он этого сделать не может, так как это будет считаться подкупом.

Кроме того, в судебном заседании ФИО11 пояснила, что после окончания встречи к ней подошел ФИО13 и передал 5000 рублей, сказав, что деньги передал ФИО7. Она взяла деньги и ушла домой.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО13 пояснил, что после встречи к нему подошел ФИО10. Он попросил дать взаймы 5000 рублей и передать эти деньги ФИО11.

ФИО13 исполнил просьбу ФИО10 и передал 5000 рублей ФИО11, сказав ей, что деньги передал ФИО10 Утром следующего дня ФИО10 вернул ему долг.

Свидетель ФИО13 пояснил, что он не является доверенным лицом кандидата ФИО7.

ФИО7 не поручал ему передать деньги ФИО11.

Суд считает, что данный факт не является подкупом избирателей. Как установлено в судебном заседании, ФИО7 не обещал произвести выплату ФИО11 в зависимости от итогов голосования, не оказывал на нее воздействия путем обещания. В судебном заседании не установлено, что деньги ФИО11 передал ФИО7, его доверенное лицо, или другое лицо по его поручению.

Что касается вопроса, является ли подкупом избирателей проведение бесплатного концерта ансамбля ФИО24 после встречи с кандидатом ФИО7, то суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании данный концерт был организован по поручению кандидата ФИО7 как метод агитации.

Имеется договор на оказание услуг от Дата обезличена года с художественным руководителем ансамбля –ФИО14 на проведение концертов 27 и Дата обезличена года.

После окончания встреч с избирателями в ..., ..., ... ФИО7 представлял ансамбль как коллектив друзей, которые приехали поддержать его.

Как установлено из пояснений допрошенных свидетелей при выступлении ансамбля никакой агитации за кандидата ФИО7 артистами не велось.

Из показаний представителя заинтересованного лица ФИО4 следует, что ФИО7 рассчитался с ФИО14 по договору на оказание услуг -выплатил 2000 рублей из денежных средств своего избирательного фонда, снятых со счета Дата обезличена года в сумме 5000 рублей на агитационный материал. Финансовый отчет по расходованию денежных средств ФИО7 будет представлен после израсходования всей суммы. Кроме того, из показаний свидетеля ФИО12 следует, что ФИО7 на вопрос избирателя в ... пояснил, что он оплатил за концерт ансамбля ФИО25 2000 рублей.

Доказательств оплаты данных услуг помимо средств избирательного фонда, в том числе в объеме, превышающем 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, суду не представлено.

Из представленных сторонами доказательств следует, что ФИО26 является ансамблем Кременкульского дома культуры Челябинской области, из чего суд делает вывод о том, что данный коллектив является самодеятельным.

Суд считает, что участие данного ансамбля в концертах после проведения встреч кандидата ФИО7 с избирателями в домах культуры ..., ... и ... не является подкупом избирателей.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Статьей 58 Федерального закона № 67-ФЗ установлен порядок создания избирательных фондов. Согласно п. 7данной статьи при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

В соответствии с п. 8 ст. 58 вышеуказанного закона при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума установлен ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ, из которой следует, что средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании

Статьями 36 и 37 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» установлены порядок создания избирательных фондов и расходования средств избирательных фондов. При этом предельная сумма всех расходов кандидата на должность выборного должностного лица не может превышать 1 миллиона рублей.

При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа его заменяющего, информацию о гражданстве.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона.

Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований частей 8 и 9 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом максимальный размер пожертвования, не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет с указанием причины возврата.

Суд считает, что не нашли подтверждение в судебном заседании доводы заявителя о том, что ФИО7 использовал средства помимо средств собственного избирательного фонда свыше установленных законом ограничений.

Доводы заявителя о том, что добровольное пожертвование гр. ФИО15 является незаконным, поскольку в приходном ордере отсутствует его дата рождения и место жительство, являются необоснованными.

Как следует из приходного ордера Номер обезличен от Дата обезличена г. ФИО15 перечислил в избирательный фонд ФИО7 15000 рублей, в платежном документе указаны серия и номер паспорта вносителя.

В мемориальном ордере от Дата обезличена г. и в сведениях о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата ФИО7, представленных дополнительным офисом Номер обезличен Магнитогорского отделения Сберегательного банка, указаны все необходимые данные о плательщике ФИО15 в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 36 Закона Челябинской области № 36-ЗО от 29.06.2006 г. и п. 7 ст. 58 Федерального закона Номер обезличен.

Суд не принимает доводы заявителя о том, что платежные поручения ООО ФИО27 от Дата обезличена г. на сумму 40000 рублей и ОАО ФИО28» от Дата обезличена г. на сумму 50000 рублей не отвечают требованиям п. 8 ст. 58 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. Номер обезличен.

Как следует из представленных платежных документов, все реквизиты, которые необходимо указать юридическому лицу при перечислении добровольных пожертвований ОАО ФИО30 и ООО ФИО31 имеются.

Суд принимает доводы заявителя о том, что добровольное пожертвование в сумме 50000 рублей от ИП ФИО9 перечислено на специальный избирательный счет с нарушением требований п.7 и 8 ст. 58 Федерального закона Номер обезличен, поскольку в платежном поручении не имеется данных ни как о физическом лице, ни как об индивидуальном предпринимателе.

Данная сумма поступила на специальный счет кандидата ФИО7 Дата обезличена года и должна была быть возвращена им в течение 10 дней. В нарушение указанного требования, данная сумма была возвращена только Дата обезличена года.

Однако данное нарушение не является основанием для отмены регистрации кандидата.

Несмотря на имеющееся нарушение, судом не установлено расходование денежных средств помимо собственного избирательного фонда в размере превышающем 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Добровольное пожертвование от ИП ФИО9 поступило на специальный избирательный счет кандидата Дата обезличена г. После указанной даты никаких перечислений денежных средств на счет ФИО7 не производилось.

На Дата обезличена на специальном избирательном счете ФИО7 имелся входящий остаток денежных средств в размере 26361 рубль.

Дата обезличена года от ФИО7 поступили в избирательный фонд его собственные средства в размере 50000 рублей и им израсходовано денежных средств в общей сумме 68450 рублей, в том числе 50000 рублей -возврат незаконно перечисленных денежных средств ИП ФИО9.

Остаток денежных средств на специальном избирательном счете ФИО7 по состоянию на Дата обезличена года составляет 7911 рублей.

Из чего следует, что ФИО7 не произведено расходование денежных средств помимо собственного избирательного фонда в сумме превышающей 5 процентов предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Согласно п.п. «д» п. 7 ст. 76 Федерального закона Номер обезличен регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

Как следует из пояснений свидетелей ФИО17, ФИО12, ФИО16, ФИО7 на встрече с избирателями негативно высказывался о врачах киргизской национальности, которые приехали в район. Они не понимали русский язык, но у них хватило ума получить деньги.

Из приобщенной к делу аудиозаписи встречи с избирателями, произведенной свидетелем ФИО16, следует, что в выступлении ФИО7 шла речь о конкретных личностях - врачах киргизской национальности, работавших в Нагайбакской районной больнице, об их профессионализме. В своем выступлении ФИО7 сказал, что не в их нации дело и не унижал достоинство лиц киргизской национальности.

Суд считает, что в судебном заседании не нашли подтверждения доводы заявителя о том, что Дата обезличена г. на встрече с избирателями в доме культуры ... кандидат на должность главы Нагайбакского муниципального района ФИО7 унижал достоинство какой-либо национальности, призывал к экстремистской деятельности, возбуждал социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, пропагандировал исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Таким образом, судом не установлено оснований для отмены регистрации кандидата на должность главы Нагайбакского муниципального района ФИО7

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 12,56,167, 194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ФИО8 в удовлетворении заявленного требования об отмене регистрации кандидата на должность главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО7.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение 5 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий