Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Фершампенуаз Дата обезличена года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Картавцевой Н.М., с участием истца - заместителя прокурора Нагайбакского района Челябинской области Гореловой М.Е., ответчиков: представителя МДОУ Детский сад № 3 с. Фершампенуаз Айбулатовой Н.А., представителя администрации Нагайбакского муниципального района Анчиной О.В., третьих лиц: представителя отдела образования администрации Нагайбакского муниципального района Сайфулина А.Ж., представителя МО «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района Юзеева Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 с. Фершампенуаз Нагайбакского муниципального района Челябинской области, к Муниципальному образованию Нагайбакский муниципальный район о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нагайбакского района обратился в суд с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 с. Фершампенуаз Нагайбакского муниципального района Челябинской области, к Муниципальному образованию Нагайбакский муниципальный район о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению закона.
В обоснование требований указал, что в МДОУ Детсад «Малыш» проведено обследование здания, находящегося по адресу ..., ..., ... Нагайбакского района. Согласно акту обследования технической укреплённости объекта образования от Дата обезличена года усматривается, что заведующей МДОУ Детсад № 3 с. Фершампенуаз во исполнение Постановления РФ от Дата обезличена года № 587 «О вневедомственной охране», а также в целях реализации Устава Президента РФ № 1167 от Дата обезличена года «неотложных мерах по борьбе с терроризмом» было рекомендовано в срок до окончания Дата обезличена года оборудовать помещение детского сада «Малыш» с хранением материальных ценностей средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом на ПЦН ОВО при ОВ по Нагайбакскому муниципальному району, приобрести радиобрелок (средства тревожной сигнализации), а также оборудовать все помещения детского сада пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения ОВО при ОВД по Нагайбакскому муниципальному району.
Прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что руководителем МДОУ Детский сад № 3 с. Фершампенуаз требования об укрепленности объекта не выполнены, что нарушает права воспитанников детского сада на безопасное пребывание в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности.
В судебном заседании прокурор Нагайбакского района полностью поддержал требования. Суду уточнил, что прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере … защиты семьи, материнства, отцовства и детства; …охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Представитель ответчика заведующая МДОУ Детский сад № 3 с. Фершампенуаз Айбулатова Н.А. с требования согласилась полностью. Суду пояснила, что Дата обезличена года было обследовано состояние технической укрепленности на случай террористических актов. Составлен акт, согласно которому указано наличие нарушения - отсутствие охранно-пожарной и тревожной сигнализации. Комиссией рекомендовано в срок до окончания Дата обезличена года оборудовать помещение детского сада «Малыш» с хранением материальных ценностей средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом на ПЦН ОВО при ОВ по Нагайбакскому муниципальному району, приобрести радиобрелок (средства тревожной сигнализации), а также оборудовать все помещения детского сада пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения ОВО при ОВД по Нагайбакскому муниципальному району.
Выполняя указанные требования, она неоднократно обращалась к главе сельского поселения Сагитдтинову Б.А., начальнику отдела образования Сайфулину А.Ж.
Составлена смета ООО «ПожМонтажПроект», где определена сумма, которая необходима для производства работ по обеспечению пожарной сигнализацией в 125 000 рублей.
После обращения к главе поселения получила отказ, так как глава пояснил, что он работает только в пределах средств, выделенных на цели содержания дошкольных учреждений (в пределах субвенций).
Каких - либо своих средств МДОУ Детский сад № 3 не изыскивал.
Представитель ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Анчина О.В. суду пояснила, что требования прокурора законны, однако, в бюджет района не заложены расходы на средства охранно-пожарной сигнализации детских садов, в том числе и Детского сада № 3 с. Фершампенуаз. Районный бюджет не располагает такими возможностями, он является дотационным. Какие - либо обращения о предоставлении финансовой помощи для оснащения здания Детского сада № 3 с. Фершампенуаз по обеспечению пожарной и тревожно-охранной сигнализацией в областное правительство администрация района не направляло. О том, что район является дотационным свидетельствует соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Нагайбакского муниципального района на 2009 год, заключенный между главой администрации Нагайбакского района и исполняющим обязанности Министра финансов Челябинской области. Собрание депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области вынесло решение № 105 от Дата обезличена года, которым утверждено распределение расходов Нагайбакского муниципального района по разделам, подразделам и видам расходов классификации расходов бюджета на 2009-2011 годы. Расходы на ремонт и противопожарные мероприятия в образовательных учреждениях муниципальных образований за счет субсидий из областного бюджета не предусмотрены.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Нагайбакского муниципального района Сайфулин А.Ж. суду пояснил, что с исковыми требованиями согласен, но, однако, районный бюджет не может обеспечить все необходимые расходы. Решением Собрания Депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области Дата обезличена года утверждена программа безопасности образовательных учреждений в части обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях Нагайбакского района Челябинской области. Установка охранно-пожарной сигнализации детских садов запланирована на 2010 год. Это программа согласовано с министерством финансов области. Организационные мероприятия, не требующие затрат или требующих небольших затрат проводились.
Представитель третьего лица МО «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района Юзеев Д.Ф. с требованиями прокурора не согласен. Суду пояснил, что соглашением от Дата обезличена года между Муниципальным образованием - Нагайбакский муниципальный район Челябинской области и Фершампенуазским сельским поселением полномочия муниципального района в сфере образования переданы Поселению в части организации органом местного самоуправления на территории Поселения: - общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения. Методика расчета и размер субвенции на очередной финансовый год утверждается Решением Собрания депутатов Нагайбакского Муниципального района «О бюджете Нагайбакского муниципального района на 2010 год».
Муниципальный район обязан своевременно в полном размере направлять субвенции на осуществление Поселением, передаваемых по настоящему Соглашению полномочий в течение финансового года.
Поселение обязано расходовать предоставленные субвенции по целевому назначению.
Однако, субвенции на установку пожарно-охранной сигнализации поселению не предоставлены. Своими средствами поселение не располагает и поэтому обеспечить установку пожарно-охранной сигнализации в трех детских садах с. Фершампенуаз поселение не в силах.
Заведующая детского сада обратилась за финансовой помощью для установки охранно-пожарной сигнализации и тревожной сигнализации в администрацию поселения и района. Какие-либо другие источники финансирования она не в силах изыскать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Нагайбакского района по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются здоровье людей … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относятся: обеспечение прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и т.д.
В силу п. 4 ст. 3 указанного Закона под противодействием терроризму понимается деятельность, направленная на предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 3266-1 от Дата обезличена года «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения за время образовательного процесса.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 3266-1 от Дата обезличена года «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемых в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с п.п. 4.4. Устава МДОУ обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой 44 Генеральной Ассамблеей ООН, и действующим законодательством. Ребенку гарантируются охрана жизни и здоровья.
В соответствии с указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от Дата обезличена года №№ АФ-102/09, 42-828-19, 01/2050_8_23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» ввести в соответствии с перечнем мероприятия, направленных для создания единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации.
В состав мероприятий направленных для создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, в соответствии с указанием Министерства образования и науки РФ от Дата обезличена года № 03-1423 включены и в том числе:
-наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации) (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля)…
В соответствии с п. 6.3.1 Руководящего документа МВД РФ Р.Д. 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленности. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объекта от преступных посягательств», утвержденного МВД РФ от Дата обезличена года, в целях защиты персонала и посетителей объекта и оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей ( например, разбойных нападениях, хулиганских действиях, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелками, педалями, оптикоэлектронными извещателями и другими устройствами.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ от Дата обезличена года к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Из соглашения от Дата обезличена года, заключенному между Муниципальным образованием - Нагайбакский муниципальный район Челябинской области в лице Главы муниципального образования, действующего на основании Устава и Фершампенуазское сельское поселение в лице главы местной администрации, следует, что полномочии муниципального района в сфере образования переданы Поселению в части организации органом местного самоуправления на территории Поселения: - общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения. Размер субвенции определяется ежегодно, согласно методике расчета субвенции по содержанию дошкольных образовательных учреждений. Методика расчета и размер субвенции на очередной финансовый год утверждается Решением Собрания депутатов Нагайбакского Муниципального района «О бюджете Нагайбакского муниципального района на 2010 год».
Муниципальный район обязан своевременно в полном размере осуществлять субвенции на осуществление Поселением, передаваемых по настоящему Соглашению полномочий в течение финансового года.
Поселение обязано расходовать предоставленные субвенции по целевому назначению.
Согласно акту обследования технической укрепленности объектов образования от Дата обезличена года, комиссией рекомендовано в срок до окончания Дата обезличена года оборудовать помещение детского сада «Малыш» с хранением материальных ценностей средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом на ПЦН ОВО при ОВ по Нагайбакскому муниципальному району, приобрести радиобрелок (средства тревожной сигнализации), а также оборудовать все помещения детского сада пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения ОВО при ОВД по Нагайбакскому муниципальному району.
Обеспечение инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности МДОУ Детский сад № 3 с. Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области до настоящего времени не соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к объектам данной категории, а именно отсутствует средства охранно-пожарной тревожной сигнализации, что подтверждается пояснениями ответчиков и представленными документами: справки администрации МО «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района, Решения Собрания Депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области Дата обезличена года, согласно которому утверждена программа безопасности образовательных учреждений в части обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях Нагайбакского района Челябинской области и установка охранно-пожарной сигнализации детских садов запланирована лишь на 2010 год, данными о расходах бюджетополучателя МДОУ Детский сад № с. Фершампенуаз Нагайбакского района.
Имеются обращения заведующей детского сада № 3 к главе администрации сельского поселения с. Фершампенуаз Нагайбакского района и к начальнику отдела образования, составленные в 2009 году. Согласно пояснению заведующей Детского сада были даны устные ответы на обращения о том, что в бюджете нет средств для обеспечения детского сада охранно-пожарной сигнализацией. Кроме обращений заведующая детского сада другие источники финансирования для установки охранно-пожарной и тревожной сигнализаций не изыскивала.
Суду со стороны ответчиков: администрации Нагайбакского муниципального района и заведующей детского сада № 3 не представлены никаких действенных мер с момента составления акта от Дата обезличена года и до настоящего времени, кроме как составленной локальной сметы на монтаж АПС и СОУЭ для детского сада № 3, расположенного в с. Фершампенуаз Нагайбакского района. Смета составлена с учетом цен на 2008 год.
Ссылки ответчиков на кризисный период в стране и отсутствие средств в бюджете, являются голословными и ничем не подтвержденными.
Кроме того, требования законодательства о противодействии терроризму существуют с 2006 года, состав мероприятий направленных для создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений утверждены указом Министерства образования и науки РФ № 03-1423 Дата обезличена года, то есть в докризисный период. С момента составления акта обследования технической укрепленности объектов образования от Дата обезличена года прошло более 5 месяцев.
Действующие законы, требующие установки охранно-пожарной и тревожной сигнализации администрацией района и МДОУ Детский сад № 3 игнорировались. Данное подтверждается Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области № 105 от Дата обезличена года, согласно которому утверждено распределение расходов Нагайбакского муниципального района по разделам, подразделам и видам расходов классификации расходов бюджета на 2009-2011 годы. Расходы на ремонт и противопожарные мероприятия в образовательных учреждениях муниципальных образований за счет субсидий из областного бюджета не предусмотрены ни в 2009, ни в 2010, ни в 2011 годах.
Из объяснений участников процесса следует, что финансирование бюджета по данному направлению формируется по остаточному принципу. Просьбы о финансовой помощи в данном направлении в Министерство финансов не направлялись.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов и т.д. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года N12-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу необходимости соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Федерации вправе рассчитывать на оказание им Федерацией финансовой помощи целевого характера (Определение Конституционного Суда от Дата обезличена г. N 502-О//СЗ РФ. 2006. N 8. ст. 944; Постановление Конституционного Суда от Дата обезличена г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 153 ФЗ от Дата обезличена г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской думы//СЗ РФ. 2006. N 22. ст. 2375).
Поэтому суд не принимает доводы ответчиков о том, что отсутствуют средства в районном бюджете для оснащения детского сада средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления - Нагайбакским муниципальным районом в лице администрации и МДОУ «Детский сад № 3 с. Фершампенуаз» не выполняются требования закона об обеспечении средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации длительное время по необоснованным причинам. Тем самым нарушаются права детей на безопасное пребывание в здании детского сада, а значит в соответствии со ст. 2 Конституции РФ и права на жизнь и здоровье - единственную высшую конституционную ценность.
Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере … защиты семьи, материнства, отцовства и детства; …охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 196 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального образования Нагайбакский муниципальный район Челябинской области в лице администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области и Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 с. Фершампенуаз, выразившееся в необеспечении здания МДОУ Детский сад № 3 с. Фершампенуаз средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации, а равно нарушении права детей на безопасные условия пребывания в указанном учреждении.
Обязать Муниципальное образование Нагайбакский муниципальный район Челябинской области в лице администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 с. Фершампенуаз, обеспечить здание МДОУ Детский сад № 3 с. Фершампенуаз средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Нагайбакский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий