Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз ДД.ММ.ГГГГ
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н.,
с участием представителя истца Фадеева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Ишимовой Марии Егоровны к администрации Фершампенуазского сельского поселения и Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Фершампенуазского сельского поселения, обязательстве поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения,
установил:
Ишимова М.Е. обратилась в суд с иском к администрации Фершампенуазского сельского поселения и Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Фершампенуазского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ протокол № и обязательстве поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязательстве Министерства социальных отношений Челябинской области предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения в собственность как вдове участника Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы. Своего жилья не имеет, проживает и зарегистрирована в квартире внука Фадеева С.Н..
ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в администрацию Фершампенуазского сельского поселения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищной субсидии в соответствии с Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Решением жилищной комиссии при администрации Фершампенуазского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ей отказано по причине того, что она является членом семьи собственника занимаемого жилого помещения. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму.
Заявитель Ишимова М.Е. о времени и месте судебного разбирательства извещена. В судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель заявителя Фадеев С.Н., выступающий на оснвоании доверенности, заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что Ишимова М.Е. не является членом его семьи, он не вселял ее в принадлежащее ему жилое помещение как члена семьи и не ведет с ней общее хозяйство. Ишимова М.Е. проживает в его квартире по договору найма жилого помещения временно в отдельной изолированной комнате. За ней осуществляет уход ФИО5. Между ним и Ишимовой М.Е. имеется соглашение о том, что она будет проживать в его квартире временно до обеспечения ее отдельным жилым помещением.
Ответчик- администрация Фершампенуазского сельского поселения- своевременно извещен судебной повесткой. Представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется заявление.
Соответчик- Министерство социальных отношений Челябинской области о времени и месте судебного разбирательства своевременно извещен судебной повесткой. Представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется заявление. В деле имеется письменный отзыв, из которого следует, что Министерство социальных отношений <адрес> иск Ишимовой М.Е. не признает по тем основаниям, что истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, она является членом семьи собственника жилого помещения и не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму.
Граждане имеющие право на меры социальной поддержки подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление о предоставлении им субсидии. Органами местного самоуправления составляются списки ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области. Министерство социальных отношений рассматривает вопрос предоставления жилищной субсидии на приобретение жилых помещений, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включенным в областной реестр. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сформированном Министерством социальных отношений Челябинской области областном реестре Ишимова М.Е. не значится.
Суд, выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав материалы дела, считает требования Ишимовой М.Е. подлежащими удовлетворению.
По обстоятельствам дела установлено, что Ишимова М.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Фершампенуазского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии при администрации Фершампенуазского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно заявлению о предоставлении жилищной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ Ишимова М.Е. была включена в список ветеранов на получение жилищной субсидии на приобретение жилых помещений в собственность.
При проверке документов личного дела Министерством социальных отношений Челябинской области было принято решение об отказе Ишимовой М.Е. в предоставлении жилищной субсидии в связи с тем, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учетную норму, что следует из письма Министерства социальных отношений Челябинской области №-№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии при администрации Фершампенуазского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Ишимова М.Е. была исключена из списка очередников на получение жилья.
Суд считает решение жилищной комиссии при администрации Фершампенуазского сельского поселения об исключении Ишимовой М.Е. из списка очередников на получение жилья и Министерства социальных отношений Челябинской области об отказе в предоставлении истцу жилищной субсидии незаконными по следующим основаниям.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено в судебном заседании Ишимова М.Е. является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно удостоверению серии № №, выданному Министерством социальных отношений Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, Ишимова М.Е. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Истец зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается заявлением о регистрации по месту жительства, паспортом.
Данное жилое помещение- трехкомнатная квартира общей площадью 63,3 кв.м- принадлежит на праве собственности Фадееву С.Н. согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии <адрес> выданному ДД.ММ.ГГГГ.
Между Ишимовой М.Е. и Фадеевым С.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения на срок 3 года.
Фадеев С.Н. является внуком Ишимовой М.Е., что следует из свидетельств о рождении ФИО5(Ишимовой) и Фадеева С.Н..
Ишимова М.Е. какое-либо жилье в собственности не имеет и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается справками, уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Как установлено в судебном заседании из показаний представителя истца Фадеева С.Н., свидетелей ФИО5, ФИО6, Ишимова М.Е. не вселялась в квартиру внука как член его семьи и не ведет общее хозяйство с Фадеевым С.Н..
Ишимова М.Е. проживает в отдельной изолированной комнате, уход за ней осуществляет ФИО5. Ишимова М.Е. не участвует в расходах Фадеева С.Н.. Она проживает в жилом помещении временно по договору найма жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ишимова М.Е. в соответствии со ст. 51 ЖК РФ является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Оснований для снятия Ишимовой М.Е. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется, а потому она была незаконно исключена из списка очередников на получение жилья решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено необходимым завершить обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) одной из мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны (далее - «ВОВ»), ветеранов боевых действий (далее также - «погибшие (умершие)»), и предоставляемых нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, условием для реализации права на предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу ст. 23.2 указанного закона переданы Российской Федерацией государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.
С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят Закон Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, статьи 2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Ишимова М.Е. имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем как вдова участника Великой Отечественной войны (статья 21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Согласно части 2 статьи 4 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по договорам социального найма исходя из общей площади приобретаемого жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Челябинской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в той же хронологической последовательности, в которой граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем определенных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе федерального фонда компенсаций, путем предоставления им жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность.
В соответствии с Положением«О порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений»(далее по тексту Положение) ветераны, претендующие на получение субсидии, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее по тексту органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии.
Органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ (далее именуются - списки) по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Министерство социальных отношений).
Министерство социальных отношений на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, осуществляет формирование реестра ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, по Челябинской области (далее именуется - областной реестр) и в установленные сроки направляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области для представления в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Областной реестр формируется в той же хронологической последовательности, в которой ветераны, претендующие на получение субсидии, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из размера средств федерального бюджета, предусмотренных для Челябинской области на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций, Министерство социальных отношений формирует список ветеранов, претендующих на получение субсидии, на соответствующий год.
Таким образом, судом установлено, что решение о предоставлении ветеранам жилищных субсидий наприобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений принимает Министерство социальных отношений Челябинской области и на него должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность как вдове участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.12,56,167, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Фершампенуазского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Фершампенуазского сельского поселения комиссию поставить Ишимову Марию Егоровну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Ишимовой Марие Егоровне жилищную субсидию на приобретение жилого помещения в собственность как вдове участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: