Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
ИТМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Фершампенуаз Дата обезличена года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Картавцевой Н.М., с участием истца Гинатулиной Ф.А., представителя ответчика Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Хасановой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гинатулиной Фаузии Абдулловны к Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности своевременно неполученных сумм возмещения вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гинатулина Ф.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее УСЗН Нагайбакского муниципального района) и к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее Минсоцотношений Челябинской области) об индексации сумм, выплачиваемых ей как эвакуированной из населенного пункта, подвергшегося загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча согласно ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в виде ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление. Истец просит обязать УСЗН выплачивать ей с Дата обезличена года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2421,09 рублей с последующей индексацией в соответствии с законодательством, ежегодную материальную помощь на оздоровление с Дата обезличена года в размере 957, 5 рублей, с последующей индексацией в соответствии с законодательством. А также взыскать с ответчиков Единовременную задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты в течение 1997-2000 годов сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление соответственно в размере 144287, 44 рублей, 4784,025 рублей.
В обоснование требований указала, что выплачиваемые ей суммы должны быть индексированы: с Дата обезличена года по Дата обезличена года на индексы потребительских цен по Челябинской области - 1.11, 1.844, 1.348, 1.095 за каждый год соответственно, с Дата обезличена года и с Дата обезличена года - индексация с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда 1.581 и 1.515 соответственно, в 2002 году, 2003 году индексация с учетом индекса роста прожиточного минимума 1.145 и 1.11. С 01января по Дата обезличена года считает, что применяются различные критерии индексации, чтобы соблюсти применение наиболее благоприятного для получателей критерия, а именно с учетом индекса величины прожиточного минимума 1,12. С 29 мая по Дата обезличена года и с 2005 по 2007 годы суммы социальных выплат должны индексироваться на коэффициенты роста уровня инфляции - 1.1, 1.085, 1.08 за каждый год соответственно.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Ответчик - представитель Минсоцотношений Челябинской области на судебное заседание не явился надлежаще извещен, в деле имеется заявление и отзыв на исковое заявление.
Ответчик- представитель УСЗН Нагайбакского муниципального района Хасанова О.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что истец получает социальные выплаты с момента подачи заявления по месту жительства, то есть с февраля 1997 года. Индексация сумм социальных выплат истцу производилась в соответствии с законодательством с Дата обезличена года. Компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление носят совершенно иной характер, они не являются компенсацией утраченного заработка работодателем (государством) в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как обязательные социальные выплаты.
Суд, выслушав истца Гинатулину Ф.А., представителя ответчика Хасанову О.Г. исследовав материалы дела, находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно удостоверению серии У Номер обезличен Гинатулина Ф.А. является эвакуированной из населенного пункта Большое Исаево в 1954 году. Указанный населенный пункт подвергнут загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Поэтому имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные в п. 3 ч. 1 ст. 15. п 13 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 6 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»), а именно на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двух минимальных размеров оплаты труда (с Дата обезличена1 года - твердой денежной суммы 100 рублей).
Вышеуказанные денежные компенсации истцу выплачивались по месту жительства с февраля 1997 года УСЗН Нагайбакского муниципального района.
Согласно Постановлений Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, от Дата обезличена года Номер обезличен (ред. от Дата обезличена года) от Дата обезличена года Номер обезличен (ред. Дата обезличена года), от Дата обезличена года Номер обезличен, указанные суммы истцу проиндексированы с Дата обезличена года, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и выплачены в размере: с 1997 года по 2000 год- 166,98 рублей ежемесячной и 83,49 рублей ежегодной компенсации, в 2005 году - по 244, 2 рубля ежемесячной и 118,8 рублей ежегодной компенсации, в 2007 году по 287, 47 рублей ежемесячной компенсации и 143, 74 рубля ежегодной компенсации, что подтверждено справками УСЗН Нагайбакского муниципального района.
Выплаты ежемесячных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 3 ст. 15 и п. 13 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 названного закона в ред. Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ ( ранее п. 25 ст. 14 базового закона в ред. ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ).
Статьей 5 п. 3 базового закона « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О порядке установления стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе и в базовый Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из суммы 100 рублей. При этом ст. 3 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» и ст. 4 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных выплат производится в размерах, действующих на Дата обезличена года ( то есть исчисленных исходя из 83 рублей 49 копеек), а с Дата обезличена года- исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ в п. 10 ст. 15 и п. 16 ст. 17 базового Закона « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 названного закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 100 рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от Дата обезличена года « 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от Дата обезличена года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции от Дата обезличена года и от Дата обезличена года), ФЗ от Дата обезличена года « О внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от Дата обезличена года «О минимальном размере оплаты труда» и от Дата обезличена года «О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в РФ» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых денежных размерах, исходя из базовой суммы.
Часть 3 ст. 5 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была изложена в новой редакции в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ согласно которым «… государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные названным законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации». То есть было предусмотрено ежегодное повышение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров лицам, которым относится истец - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличенП новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, исходя из роста ВПМ за год в целом по Российской Федерации признан « … противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умоляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы …».
Федеральным Законом от Дата обезличена года Номер обезличен -ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена возможность индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации оздоровление только с момента вступления данного закона в законную силу, то есть с Дата обезличена года, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ «О бюджете на очередной финансовый год» а порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен утверждены правила индексации размеров некоторых ежемесячных компенсаций и иных выплат за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, от Дата обезличена года Номер обезличен, от Дата обезличена года Номер обезличен и Дата обезличена года Номер обезличен утверждены правила индексации в 2004 -2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Из статей 1, 2, 7 Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым фактом, конституционная обязанность РФ как социального правового государства.
В постановлении Конституционного Суда РФ от Дата обезличена года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от Дата обезличена года « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.п. 10 ст. 15 базового Закона) и ежегодная компенсация на оздоровление (ст. 17 п. 13 базового Закона) в твердых денежных суммах, введена п. 3 ст. 4 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» признана не противоречащей Конституции РФ п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличенП.
Гарантированный размер названных выплат, согласно ст. 3 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ, установлен с Дата обезличена года, исходя из базовой суммы 100 рублей, расчетного показателя, введенного ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Повышение этого размера в силу ст. 2 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ и ч. 1 ст. 5 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», может осуществляться федеральными законами, исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума с учетом средств, предусматриваемых на эти цели бюджетом на очередной финансовый год.
Федеральными законами о бюджете РФ на соответствующие финансовые годы (2001-2004) финансирование оспариваемых истцом сумм предусмотрено только в размерах, зафиксированных в базовом Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» без повышения по индексу роста прожиточного минимума. Размер базовой суммы 100 рублей не изменился.
В силу ст. 162 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», соответствующих статей соответствующих законов за 2001-2004 годы законодательные акты, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
В соответствие с Бюджетным Кодексом РФ, ассигнования, определенные ФЗ о бюджете, могут быть направлены только на конкретные, предусмотренные в Законе о бюджете, цели.
Поскольку положения, закрепленные в названных выше Федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, осуществляющих реализацию этих законов, финансовые средства определены, исходя из экономических возможностей государства, то никакими другими данными относительно размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров руководствоваться нельзя.
Таким образом, представленный истцом расчет взыскания сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом роста минимального размера оплаты труда и роста прожиточного минимума не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета являются социальные законы- Федеральный закон «О федеральном бюджете», а также Федеральные законы Номер обезличен - ФЗ от Дата обезличена года и Номер обезличен - ФЗ от Дата обезличена года в части установления «базовой суммы»100 рублей как критерия индексации.
Из вышеизложенного следует, что выплата выраженных в твердых суммах компенсаций на приобретение продовольственных товаров и вред здоровью, должен производиться в размерах, указанных в ст. 15 п. 3 и ст. 17 п. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от Дата обезличена года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год» «О федеральном бюджете на 2004 год». Согласно данной позиции Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обстоятельства государства, то есть предполагающие предоставление каких либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, федеральный законодатель должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, федеральный законодатель вправе сохранить объем гарантированного ( в рассматриваемом случае указанного ст. 17 п. 13, ст. 15 п. 3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») возмещения, приостановить действие финансовых норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан ( что нашло отражение в ст. 83, ст. 180 Бюджетного кодекса РФ).
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная материальная помощь, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона ( в ред. Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен -ФЗ), а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана конституционной.
Таким образом, истцу индексация, выплачиваемых сумм производилась в соответствии с действующим законодательством, а потому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Гинатулиной Фаузие Абдулловне в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности своевременно неполученных сумм возмещения вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Нагайбакский районный суд в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: