о признании незаконным бездействия администрации района и понуждению к исполнению закона



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз Дата обезличена года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Михайловой Н. П., при секретаре Жулидовой Н.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Нагайбакского района Субботиной Т.М., представителей заинтересованных лиц Алматова Н.К., Ишимова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район»Челябинской области незаконным и понуждении к исполнению закона,

установил:

Прокурор Нагайбакского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации Муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район Челябинской области», выразившееся в непринятии мер к надлежащей регистрации прав собственности, оформлению передачи в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» Нагайбакского района гидротехнического сооружения на водохранилище на речке ... (п. ... 6,5 км от устья, объемом - 1,4 млн. куб м., 1У класса капитальности, 1978 года ввода в эксплуатацию, незаконным и обязательстве администрации Муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район Челябинской области» обеспечить регистрацию права собственности и оформление передачи в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» Нагайбакского района гидротехнического сооружения на водохранилище на речке ФИО5 (п. ФИО7), объемом - 1,4 млн. куб м., 1У класса капитальности, 1978 года ввода в эксплуатацию.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нагайбакского района проверено исполнение законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений органами местного самоуправления Нагайбакского муниципального района.

Проверкой установлено, что в 5,5 км от пос. Кассельский Кассельского сельского поселения имеется гидротехническое сооружение на водохранилище на речке ФИО5 (п. ФИО8), 6,5 км от устья, объемом - 1,4 млн. куб м., 1У класса капитальности, 1978 года ввода в эксплуатацию, предназначенное для орошения и водопоя скота. Указанный объект не входит в перечень потенциально опасных объектов 5 класса опасности, однако представляет собою опасность в весенний, паводковый период.

Гидротехническое сооружение на р. ФИО9 Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от Дата обезличена Номер обезличен было передано в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» Нагайбакского района, которым с момента получения объекта, меры к надлежащей регистрации прав собственности не приняты.

На момент проверки прокуратурой Нагайбакского района в марте 2010 года гидротехническое сооружение, представляющее определенную опасность для населения Нагайбакского муниципального района, не имеет собственника и эксплуатирующей организации, которые бы несли надлежащую ответственность за техническое и безопасное состояние названного объекта.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нагайбакского района Субботина Т.М. заявленные требования поддержала.

Заинтересованное лицо- администрация Нагайбакского муниципального района -представитель Алматов Н.К., выступающий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что на гидротехническое сооружение на водохранилище р. ФИО5 нет никаких правоустанавливающих документов. Оно было построено совхозом «Кассельский» хозспособом и предназначалось для орошения полей. Для признания права собственности на данный объект необходимо признать его бесхозяйным, в связи с чем, администрация района направила запросы в Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, бюро технической инвентаризации. Для изготовления технического и кадастрового паспортов необходимо провести геосъемку, что требует финансовых затрат.

Заинтересованное лицо- Кассельское сельское поселение-представитель Ишимов С.М., выступающий на основании Устава, требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что администрация района передала Кассельскому сельскому поселению гидротехническое сооружение на р. ФИО5 в марте 2007 года. Однако право муниципальной собственности на данный обьект не было зарегистрировано, что препятствует регистрации права собственности за Кассельским сельским поселением. Финансовые средства на содержание и эксплуатацию гидротехнического сооружения не выделяются. В паводковый период, в целях безопасности населения, Кассельское сельское поселение на собственные средства проводит очистку отводного канала, следит за состоянием гидротехнического сооружения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от Дата обезличена N 117ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения обязан: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и

реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; (в ред. Федерального закона от Дата обезличена N 122-ФЗ) содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций (в ред. Федерального закона от Дата обезличена N 122-ФЗ); совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» (в ред. Постановления Правительства РФ от Дата обезличена N 302) предусмотрено, что эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения или

эксплуатирующей организацией только при наличии разрешения на

эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется орган государственного надзора).

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

а) организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

б) содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности;

в) обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения;

г) финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

ж) обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

з) осуществлять гидротехнические, производственно - технологические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных и других природных объектов;

и) соблюдать установленный режим водоохранных зон;

к) незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы государственного надзора, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

л) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Проверкой, проведенной прокуратурой Нагайбакского района установлено, что в 5,5 км от пос. Кассельский Кассельского сельского поселения имеется гидротехническое сооружение на водохранилище на речке ФИО5 (п. ... 6,5 км от устья, объемом - 1,4 млн. куб м., 1 У класса капитальности, 1978 года ввода в эксплуатацию, предназначенное для орошения, водопоя скота. Указанный объект не входит в перечень потенциально опасных объектов 5 класса опасности, однако представляет собою опасность в весенний, паводковый период.

Постановлением главы Нагайбакского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года был утвержден перечень гидротехнических сооружений, закрепленных в муниципальной собственности Нагайбакского муниципального района, в том числе ГТС на водохранилище р. ФИО5 п. ....

Гидротехническое сооружение на р. ФИО10 Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от Дата обезличена Номер обезличен было передано в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» ..., которым с момента получения объекта меры к надлежащей регистрации прав собственности не приняты.

В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 22.1 Федерального закона от Дата обезличена N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенных на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации подтверждается, что право собственности на объект недвижимого имущества - водохранилище на р. ФИО5 в п. ФИО11 не зарегистрировано.

На момент проверки прокуратурой Нагайбакского района в марте 2010 года гидротехническое сооружение, представляющее определенную опасность для населения Нагайбакского муниципального района, не имеет собственника и эксплуатирующей организации, которые бы несли надлежащую ответственность за техническое и безопасное состояние названного объекта.

В соответствии с Положением об Управлении по экономике, муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района, утвержденным распоряжением главы Нагайбакского муниципального района от Дата обезличена Номер обезличенр, специальным уполномоченным органом по проведению единой государственной политики социально-экономического развития Нагайбакского муниципального района по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включая земельные ресурсы, является названное Управление. Оно же осуществляет (п.п. 3.33, 3.34, 3.46) учет муниципального имущества, проводит экспертизу документов, подтверждающих принадлежность объектов учета к муниципальной собственности; ведет реестр муниципального имущества, выявляет бесхозное имущество и принимает меры по признанию права муниципальной собственности на него в установленном законодательством порядке.

Суд считает, что с октября 2006 года, после утверждения перечня гидротехнических сооружений, закрепленных в муниципальной собственности Нагайбакского муниципального района, администрация района не приняла меры к оформлению права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение на водохранилище р. ФИО5 п. ФИО12.

Из актов проверки гидротехнического сооружения к пропуску весеннего половодья, акта обследования, постановления главы Нагайбакского муниципального района «Об организации пропуска весеннего половодья паводковых вод на территории Нагайбакского муниципального района» следует, что гидротехническое сооружение на водохранилище р. ФИО5 ... представляет опасность в весенний, паводковый период.

Как следует из показаний представителя заинтересованного лица Алматова Н.К. и подтверждается ответами Нагайбакского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации», Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, администрацией Нагайбакского муниципального района только в марте 2010 года были приняты меры к установлению сведений о гидротехническом сооружении. Технический и кадастровый паспорта на данный объект до настоящего времени не изготовлены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Нагайбакского муниципального района незаконно бездействует- не принимает меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, что является препятствием для передачи данного объекта в собственность Кассельского сельского поселения и организации надлежащего содержания и эксплуатации гидротехнического сооружения на водохранилище р. ФИО5 в п. ФИО13, представляющего опасность для населения Нагайбакского муниципального района в весенний, паводковый период.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать бездействие администрации Муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район Челябинской области», выразившееся в непринятии мер к надлежащей регистрации прав собственности, оформлению передачи в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» Нагайбакского района гидротехнического сооружения на водохранилище на речке ФИО5 (п. ФИО14), 6,5 км от устья, объемом - 1,4 млн. куб м., 1У класса капитальности, 1978 года ввода в эксплуатацию, незаконным.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Нагайбакский муниципальный район Челябинской области» обеспечить регистрацию прав собственности и оформление передачи в собственность муниципального образования «Кассельское сельское поселение» Нагайбакского района гидротехнического сооружения на водохранилище на речке ФИО5 (п. ФИО15), объемом - 1,4 млн. куб м., 1У класса капитальности, 1978 года ввода в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в административный состав судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий