о признанииправа участника ВОВ на благоустроенное жильё



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Фершампенуаз 12 января 2011 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Картавцевой Н.М., с участием представителей истца Вахрушевой О.П., Хисматуллина И.Н., представителя ответчика Юзеева Д.Ф., третьих лиц: представителя Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Хасановой О.Г., председателя Межведомственной комиссии о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда Нагайбакского муниципального района Саперова И.К.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Маркина Петра Васильевича к администрации Муниципального образования «Парижское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права участника Великой Отечественной войны на благоустроенное жильё, предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Маркин П.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Парижское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права участника Великой Отечественной войны на благоустроенное жильё, обязательстве предоставить благоустроенное жилое помещение.

В обоснование требований указал, что он является участником Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предоставленными ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». Он проживает постоянно в неблагоустроенном жилом доме, со дня его строительства. В настоящее время живёт один, так как жена умерла. Является инвалидом второй группы по общему заболеванию и нетрудоспособен, учитывая также его возраст (84 года) он не в состоянии проживать в неблагоустроенном жилье, так как физически не может затопить печь, приготовить еду и т.д. Поэтому это жильё подарил своему внуку ФИО13, но остался проживать там один, так как внук проживает и работает на Севере.

Кроме того, на 01 января 2005 года состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий под номером 23. Список был утверждён председателем жилищной комиссии администрации поселения ФИО5 и главой поселения ФИО6. Основанием для постановки его на учет явилось то обстоятельство, что жильё неблагоустроенное. Однако, постановлением главы Парижского сельского поселения № 21 от 09 апреля 2010 года ему отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, так как актом обследования жилого дома и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, в котором он проживает, признан пригодным для проживания. С чем не согласен, так как с момента постановки его на учет его жилищные условия не улучшились, а дарение дома и земельного участка внуку не привели к улучшению жилищных условий.

В судебном заседании по ходатайству представителя истца Хисматуллина И.Н. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области. Также были уточнены исковые требования, а именно истец просил признать его право на благоустроенное жилое помещение и обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения в собственность.

Представитель истца Хисматуллин И.Н. требования полностью поддержал, суду пояснил, что в деле имеются фотоматериалы жилого дома, в котором проживает истец. Из них усматривается, что дом печного отопления, установлены ТЭНы, для обогрева жилья. ТЭНами поддерживается температура в доме, так как Маркин П.В. в силу возраста не может отапливать печь. Заключение межведомственной комиссии Маркиным П.В. не обжаловано, так как он юридически неграмотен, в силу возраста не может разобраться во всех законодательствах. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах», учитывая возраст истца, условия его проживания (дом печного отопления, отсутствие санузла), заслуги перед Родиной Маркин П.В. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Вахрушева О.П. исковые требования полностью поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Юзеев Д.Ф. с требованиями истца не согласился, суду пояснил, что актом обследования жилого дома и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, признан пригодным для проживания. Заключение межведомственной комиссии не обжаловано. Маркин П.В. согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ имеет право проживания в этом доме. Из ответа администрации Нагайбакского муниципального района следует, что при выделении средств областного бюджета для ветеранов Великой Отечественной войны в 2011 году проведение ремонта будет рассмотрено в порядке очереди. Первоначально по своему усмотрению администрация Парижского сельского поселения поставила на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, всех участников Великой Отечественной войны, без каких либо на то оснований, не обследовав их жильё. Затем, когда Маркин П.В. подал заявление ДД.ММ.ГГГГ на выделение материальной помощи на благоустроенное жильё, было проведено обследование жилого помещения межведомственной комиссией, жильё признано пригодным для проживания. Маркин П.В. подписал договор дарения своего жилого дома, подарив его внуку ФИО13. Поэтому администрация поселения отказало Маркину П.В. о постановке на учет на улучшение жилищных условий. Истцом суду не представлено доказательств о том, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Также в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФграждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области на судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения данного дела надлежаще извещён судебной повесткой. В деле имеется отзыв.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Хасанова О.Г. на судебном заседании пояснила, что п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета. Актом обследования жилого дома и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, признан пригодным для проживания. Следовательно, Маркин П.В. не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица, председатель Межведомственной комиссии о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда Нагайбакского муниципального района Саперов И.К. суду пояснил, что по требованию главы администрации Парижского сельского поселения было проведено обследование данного жилого дома. Жильё признано пригодным для проживания. Хотя комиссия исследует только муниципальный жилищный фонд, но в последнее время, межведомственная комиссия стала выдавать заключения и по частному сектору. Маркину П.В. были направлены письма от первого заместителя главы района и от главы района о выделении средств для ремонта его жилого дома. Но как выяснилось, в настоящее время он не собственник указанного жилья, что вызывает сложности о выделении денежных средств администрацией района на его ремонт.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что следует отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Как следует из предоставленного суду удостоверения серии ВВ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Маркин П.В. является участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные Федеральным Законом «О ветеранах».

Из справки МСЭ серии ВТЭ -217 № имеет вторую группу инвалидности по общему заболеванию.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В соответствии с п. п.3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения участника войны.

Согласно п.п.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1. ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений Закона Челябинской области от 28 января 2010 года 528-30 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживающим на территории Челябинской области … в следующих формах: предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области; предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом «О ветеранах» (ч.1 ст. 2).

Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 г. N 149-П) утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее Положение).

Согласно п. 2 Положения Ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, указанным в пункте 1 настоящего Положения (далее именуются - ветераны), предоставляется субсидия либо единовременная денежная выплата по их выбору.

В соответствии с п. 3 Положения ветераны, претендующие на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее именуются - органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии либо единовременной денежной выплаты.

Из п. 4 Положения следует, что органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны …, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение единовременной денежной выплаты (далее именуются - списки), по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Министерство социальных отношений).

В соответствии с п. 8 Положения органы местного самоуправления в 5-дневный срок после получения информационных писем представляют в Министерство социальных отношений личные дела ветеранов, претендующих на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, содержащие следующие документы:

1) заявление о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копии документов, удостоверяющих право на меры социальной поддержки;

4) копию свидетельства обязательного пенсионного страхования;

5) копию документа, содержащего информацию о фамилии ветерана, которая была у него при рождении;

6) справку уполномоченного органа о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета;

7) выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) копию справки органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у ветерана и членов его семьи;

9) копию справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилья на праве собственности у ветерана и членов его семьи;

10) копии правоустанавливающих документов на занимаемое ветераном ранее или в настоящее время жилое помещение;

11) копию банковской сберегательной книжки и реквизиты банковского счета - для ветеранов, претендующих на получение единовременной денежной выплаты.

Как установлено в судебном заседании Маркин П.В. обратился в администрацию Парижского сельского поселения с заявлением о выделении благоустроенной квартиры или материальной помощи на благоустройство жилья ДД.ММ.ГГГГ.

В списке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Парижского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ за № числится Маркин П.В.

Администрация поселения ДД.ММ.ГГГГ направило ходатайство в Министерство социальных отношений о включении в список нуждающихся в благоустроенном жилье участников Великой Отечественной войны, проживающих в поселении, не предоставляя перечень требуемых документов согласно Положению по учетным делам участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и копии документов, удостоверяющих право на меры социальной поддержки. В данном списке указан Маркин П.В. тоже. В связи с чем в администрацию поселения поступили разъяснения о необходимости приложить требуемые документы к учетным делам ветеранов.

Из заявления Маркина П.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жильё, в котором он проживает неблагоустроенное.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 « Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года)орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района обратилась с заявлением к заместителю главы Нагайбакского муниципального района ФИО12 о проведении обследования жилищных условий участников и инвалидов Великой Отечественной войны, где числится Маркин П.В.

Актом обследования межведомственной комиссии Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и заключением той же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан пригодным для постоянного проживания. Данное заключение никем не обжаловано.

Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Парижское сельское поселение Нагайбакского муниципального района является поселением без централизованных инженерных сетей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец Маркин П.В. подарил жильё по адресу: <адрес>, принадлежащее ему на праве собственности ФИО13, что следует из договора дарения.

Согласно п. 8 договора дарения в указанном жилье зарегистрирован и проживает Маркин П.В., который сохраняет своё право проживания в доме после государственной регистрации перехода права собственности на данный дом.

Из свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником жилого дома по адресу: Россия, <адрес> является ФИО13

В соответствии с представленными в материалы дела справками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Нагайбакского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истец в собственности недвижимого имущества не имеет.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

При этом, в силу ст. 53 ЖК РФ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказывается в случае, если этим гражданином в течение последних пяти лет совершены действия, намеренно ухудшающие его жилищные условия.

Постановлением главы администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Маркину П.В. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии № следует, что основанием для отказа в постановке на учет явилось, то, что жилой дом, в котором проживает истец, признан пригодным для проживания актом и заключением межведомственной комиссии Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в соответствии со ст. 53 ЖК РФ и п. 8 договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором определено, что за Маркиным П.В. сохранено право проживания в ранее принадлежащем ему доме.

Постановление главы администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № истцом не обжаловано.

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ администрация Парижского сельского поселения обратилось в Министерство социальных отношений <адрес> с просьбой исключить из реестра, нуждающихся в благоустроенном жилье участников Великой Отечественной войны, в том числе и Маркина П.В., что следует из письма исполняющего главы администрации Парижского сельского поселения ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ.

Основания для признания Маркина П.В., нуждающимся в жилом помещении по ст. 51 ЖК РФ, суду не представлены. Фотоматериалы не подтверждают, что жильё истца непригодно для проживания. Из справок администрации МО «Парижское сельское поселение», договора дарения следует, что Маркин П.В. проживает один в жилом помещении по адресу: <адрес>, с общей площадью 50,2 кв.м.

То обстоятельство, что в настоящее время истец не имеет в собственности жилья и проживает в доме, принадлежащем внуку на праве собственности, не означает безусловного права Маркина П.В. на получение соответствующей социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку такое право законом связано с уровнем обеспеченности участника Великой Отечественной войны жилой площадью, а также отсутствием оснований полагать, что истцом не ранее чем за пять лет до обращения с заявлением не были совершены действия, в результате которых истец получил возможность признания нуждающегося в жилых помещениях.

Как уже установлено судом, Маркиным П.В. в течение последних пяти лет совершены действия, намеренно ухудшающие его жилищные условия.

Также, жилье, в котором проживает истец, признано пригодным для проживания. Общая площадь жилья, где проживает истец, составляет 50,2 кв.м.

Для решения вопроса о необходимости обеспечения истца жильем в соответствии с действующим законодательством, необходимо признать его, независимо от того, является ли он участником Великой Отечественной войны или нет, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

То, что первоначально истец Маркин П.В. до 01 января 2005 года был поставлен на учет на получение благоустроенного жилья за № не является основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в настоящее время.Из объяснения представителя ответчика Юзеева Д.Ф. следует, что без каких-либо, предусмотренных законодательством требований, администрация Парижского сельского поселения первоначально всех участников Великой Отечественной войны поставила на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обследовав эти условия.Данное подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах Маркин П.В. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Оснований для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07 мая 2008 года № 714, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Маркина Петра Васильевича к администрации Муниципального образования «Парижское сельское поселение», Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права участника Великой Отечественной войны на благоустроенное жильё, предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Нагайбакский районный суд в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: