Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского района.



                                                                                                   Дело

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

<адрес>                  ДД.ММ.ГГГГ

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Мрясовой К.М., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Ионина Ф.В., представителя ответчика Анчиной О.В., заинтересованного лица Дюскиной Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Дюскиной Любовь Григорьевны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области,

установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах Дюскиной Л.Г. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21 квадратного метра, Дюскиной Л.Г., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области

В обоснование заявленных требований истец указал, что Дюскина Л.Г. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец в свидетельстве о рождении не указан.

Постановлением главы Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за Дюскиной Л.Г. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Постановлением главы Южного городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Дюскина Л.Г. постановлена на учет по вне очередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района.

Согласно сведений администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Нагайбакского филиала ОГПУ «ОБЛ ЦТИ», управления Росреестра по Челябинской области право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировано.

В настоящее время, данное жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии.

Дюскина Л.Г. работает, в каком - либо образовательном учреждении не обучается.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи» Дюскина Л.Г. имеет право на однократное обеспечение ее органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.                                                                                                                         

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Ионин Ф.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении

Представитель ответчика Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, исковые требования признала полностью. Суду пояснила, что выполнить требования законодательства администрация не может, поскольку предельная норма для приобретения жилья составляет 36 кв.м. по решению Собрания депутатов Нагайбакского района. Предложения на рынке жилья с такой нормой площади не имеется.

Третье лицо Дюскина Л.Г. суду пояснила, что с 2009 года ею были найдены квартиры в <адрес> и в <адрес>, отвечающие по своей площади требованиям законодательства, однако никакого решения в её пользу администрация района не приняла.

Третье лицо - представитель Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Шутова Н.А., выступающая на основании доверенности, суду пояснила, что Дюскина Л.Г. состоит на учете как нуждающаяся в жилье с 2009 года. Однако, возможности с 2009 года приобрести жилье не имеется, поскольку отсутствует предложение на рынке жилья общей площадью 36 кв.м.

Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Правительство Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о перемене имени ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ переменила фамилию «Анкудинову» на «Васильеву», а отчество «Валерьевна» на «Григорьевну».

Из свидетельства о рождении ФИО8, ее матерью является ФИО4, сведения об отце отсутствуют.

Свидетельством о смерти подтверждается факт смерти ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО8 после заключения брака сменила фамилию на «Дюскину».

Согласно ст. 1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, Дюскина Л.Г. относиться к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и в сфере жилищных отношений.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

В силу п. 8 ст. 3 Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями.

Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 г. N 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, согласно которому дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

При этом, из содержания пунктов 3 и 4 указанного Порядка следует, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 18-летнего возраста возложен на органы опеки и попечительства, а после достижения этого возраста - на уполномоченные органы местного самоуправления.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежеквартально представляют в Министерство социальных отношений Челябинской области отчеты о расходовании средств областного бюджета, выделенных для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, по формам и в сроки, установленные Министерством социальных отношений Челябинской области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, допустившие нарушение настоящего Порядка, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 учреждена опека, опекуном назначена ФИО9.

За несовершеннолетней ФИО2 закреплено жилье в <адрес>, что подтверждается постановлениями главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно данным ОГУ «Обл. ЦТИ» Нагайбакского филиала жилое помещение по адресу: <адрес>, числиться за ФИО10, на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а жилое помещение по адресу: <адрес>, на учете не состоит.

Из акта о состоянии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что жилье не пригодно для проживания, в связи с чем Дюскина Л.Г. подлежит постановке на регистрационный учет для получения жилья.

Постановлением главы Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Дюскина Л.Г. поставлена на регистрационный учет на получение жилья, № очереди 146.

Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, адресованными главе Нагайбакского муниципального района <адрес> подтверждаются факты неоднократных обращений Дюскиной Л.Г. с просьбой об обеспечении ее квартирой по договору социального найма в <адрес> или в <адрес>.

Согласно решению Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нагайбакского муниципального района <адрес> составляет не менее 21 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Дюскиной Л.Г. отсутствуют.

Согласно Закону Челябинской области от 26 ноября 2009 г. N 510-ЗО "Об областном бюджете на 2010 год" муниципальному образованию Нагайбакскому району на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2010 год были предоставлены денежные средства в виде субвенции в сумме 708,80 тыс. рублей.

Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 г. N 19-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" на указанные расходы муниципальному образованию Нагайбакский район предусмотрены денежные средства в сумме 1653,80 тыс. рублей.

Следовательно, администрация Нагайбакского муниципального района Челябинская область имеет финансовые возможности для обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.

Исследовав, представленные прокурором Нагайбакского района документы, суд пришел к выводу о доказанности ненадлежащего исполнения администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области возложенных на нее Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязательств по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы представителя ответчика Анчиной О.В. указывающие отсутствие на рынке жилья предложения, а также то, что нет денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, являются не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 57, 52 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Дюскиной Любовь Григорьевны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования «Остроленское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также нормам законодательства, Дюскиной Любовь Григорьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: