Дело № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Ионина Ф.В., представителя ответчика Анчиной О.В., третьего лица Шариповой Л.Р., представителя третьего лица - УСЗН Нагайбакского муниципального района Шутовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Шариповой Лианы Радиковны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области, установил: Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах Шариповой Л.Р. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области предоставлении благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 18 квадратного метра, Шариповой Л.Р., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области В обоснование заявленных требований истец указал, что Шарипова Л.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО3 лишена родительских прав решением суда ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО4 лишён родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Южного городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Шарипова Л.Р. постановлена на учет по вне очередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района. Согласно сведений администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Нагайбакского филиала ОГПУ «ОБЛ ЦТИ», управления Росреестра по Челябинской области право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировано. В настоящее время Шарипова Л.Р. работает, в каком - либо образовательном учреждении не обучается. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи» Шарипова Л.Р. имеет право на однократное обеспечение ее органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Ионин Ф.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении Представитель ответчика Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, исковые требования признала полностью. Суду пояснила, что выполнить требования законодательства администрация не может, поскольку предельная норма для приобретения жилья составляет 36 кв.м. по решению Собрания депутатов Нагайбакского района. Предложения на рынке жилья с такой нормой площади не имеется. Кроме того, согласно Порядку учета детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья, утвержденному Постановлением главы администрации Нагайбакского муниципального района от 11 мая 2005 года до 01 марта текущего года УСЗН Нагайбакского муниципального района представляет Главе района на утверждение заявку, содержащие списки детей, нуждающихся в получении жилья. Шарипова Л.Р. поставлена на учет на вне очередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района 02 марта 2011 года, то есть после утверждения списка по данной категории лиц - вне очередников. Поэтому в 2011 году средств для приобретения жилья Шариповой Л.Р. не имеется. Третье лицо Шарипова Л.Р. суду пояснила, что с 2009 года она подавала заявление на постановку на учет на получения жилья, так как жилой дом, закрепленный за ней по адресу: <адрес> для проживания не пригоден. В межведомственную комиссию Нагайбакского муниципального района было подано ею заявление о признании данного жилья непригодным для проживания. Однако никакого решения в её пользу принято не было. Решением Нагайбакского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению прокурора признано незаконным бездействие межведомственной комиссии, заключающееся в несвоевременном рассмотрении заявления об обследовании жилого помещения. А также решением суда межведомственную комиссию обязали провести обследование жилого помещения, закрепленного за ней и вынести заключение в соответствии с требованиями закона. Межведомственная комиссия вынесла решение о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ. И только ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет, как нуждающаяся в получении вне очередного жилья. По настоящее время ей негде жить. Считает, что тем самым нарушены её права. Третье лицо - представитель Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Шутова Н.А., выступающая на основании доверенности, суду пояснила, что Шарипова Л.Р. состоит на учете как нуждающаяся в жилье с 2011 года. Однако, возможности в 2011 году приобрести жилье не имеется, поскольку отсутствует предложение на рынке жилья общей площадью 36 кв.м. и достаточных средств, выделенных Министерством финансов Челябинской области не имеется. Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Третье лицо - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия. Третье лицо - Правительство Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Решением Нагайбакского районного уда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО4 лишён родительских прав в отношении несовершеннолетней Шариповой Л.Р. ФИО8 была лишена родительских прав, затем признана безвестно отсутствующей решением Нагайбакского районного суда Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Таким образом, Шарипова Л.Р. относиться к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и в сфере жилищных отношений. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. В силу п. 8 ст. 3 Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями. Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 г. N 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, согласно которому дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. При этом, из содержания пунктов 3 и 4 указанного Порядка следует, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 18-летнего возраста возложен на органы опеки и попечительства, а после достижения этого возраста - на уполномоченные органы местного самоуправления. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежеквартально представляют в Министерство социальных отношений Челябинской области отчеты о расходовании средств областного бюджета, выделенных для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, по формам и в сроки, установленные Министерством социальных отношений Челябинской области. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, допустившие нарушение настоящего Порядка, несут ответственность в установленном законодательством порядке. Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Нагайбакского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Шарипова Л.Р. поставлена на регистрационный учет на получение жилья вне очереди. Согласно данным ОГУ «Обл. ЦТИ» Нагайбакского филиала и Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии жилого помещения в собственности у Шариповой Л.Р. не имеется. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет, заявлением в администрацию Нагайбакского муниципального района о направлении межведомственной комиссии о признании непригодным жилья для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, решением Нагайбакского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании незаконным бездействие межведомственной комиссии, заключающееся в несвоевременном рассмотрении заявления об обследовании жилого помещения, а также обязательстве межведомственной комиссии провести обследование жилого помещения, закрепленного за Шариповой Л.Р. и вынесении заключения в соответствии с требованиями закона подтверждается факт неоднократных попыток Шариповой Л.Р. на реализацию своего права на жильё. Межведомственная комиссия вынесла решение о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ. Суд принимает во внимание, что истица относится к категории социально незащищенных граждан, к сохранению интересов которых государство принимает особые меры. В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие усомниться в добросовестности действий истицы. Напротив, при наличии доказательств тому, что истица неоднократно обращалась в муниципальные органы и встречалась с их незаконным бездействием в предоставлении жилья, ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств тому, что ей была бы оказана адекватная помощь и даны правильные рекомендации. Согласно решению Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области составляет не менее 18 квадратного метра общей площади жилого помещения. Согласно Закону Челябинской области от 26 ноября 2009 г. N 510-ЗО "Об областном бюджете на 2010 год" муниципальному образованию Нагайбакскому району на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2010 год были предоставлены денежные средства в виде субвенции в сумме 708,80 тыс. рублей. Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 г. N 19-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" на указанные расходы муниципальному образованию Нагайбакский район предусмотрены денежные средства в сумме 1653,80 тыс. рублей. Следовательно, администрация Нагайбакского муниципального района Челябинская область имеет финансовые возможности для обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма. Исследовав, представленные прокурором Нагайбакского района документы, суд пришел к выводу о доказанности ненадлежащего исполнения администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области возложенных на нее Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязательств по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Доводы представителя ответчика Анчиной О.В. указывающие отсутствие на рынке жилья предложения, а также то, что нет денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, являются не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. В силу изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 57, 52 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Шариповой Лианы Радиковны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области удовлетворить полностью. Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить благоустроенное жилое помещение не менее 18 кв.м. на территории муниципального образования «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также нормам законодательства, Шариповой Лиане Радиковне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд. Председательствующий: