Об обязании предоставить жилое помещение.



                                          

                                                                                    Дело

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

<адрес>              ДД.ММ.ГГГГ

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Ионина Ф.В., представителя ответчика Анчиной О.В., третье лица Павловой А.В., представителя третьего лица - УСЗН Нагайбакского муниципального района Шутовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Павловой Анастасии Валерьевны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области,

установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах Павловой А.В. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области об обязательстве предоставить благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21 квадратного метра, Павловой А.В., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области

В обоснование заявленных требований истец указал, что Павлова А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4 лишена родительских прав по заочному решению Нагайбакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.

Постановлением главы Нагайбакского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Павлова А.В. постановлена на учет по вне очередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района.

Павлова А.В. в настоящее время работает, в каком - либо образовательном учреждении не обучается.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи» Павлова А.В. имеет право на однократное обеспечение ее органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.                                                                                                                         

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Ионин Ф.В. требования изменил, в части размера нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области, указав, что в настоящее время согласно решению Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления составляет не менее 18 квадратных метров, поэтому площадь жилого помещения, предоставляемого Павловой А.В., на одного человека должна быть не менее 18 квадратных метров.

Представитель ответчика Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, суду пояснила, что Министерством финансов Челябинской области в 2011 году выделено недостаточное количество денежных средств для приобретения жилья - 1 653 800 рублей. Данная сумма в 2011 году достаточна для приобретения жилья двум, трем лицам, не более того. Поэтому администрация района не располагает финансами для приобретения жилья Павловой А.В.

Третье лицо Павлова А.В. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена судебной повесткой.

Третье лицо - представитель Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Шутова Н.А., выступающая на основании доверенности, считает, что требования прокурора Нагайбакского района подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что администрация района не располагает достаточным количеством денежных средств для обеспечения всех нуждающихся лиц из числа данной категории.

Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Правительство Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из свидетельства о рождении Павловой А.В. следует, что ее матерью является ФИО4, сведения об отце записаны со слов матери.

Заочным решением Нагайбакского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери Павловой А.В..

Согласно ст. 1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, Павлова А.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и в сфере жилищных отношений.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

В силу п. 8 ст. 3 Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями.

Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации учет граждан нуждающихся в жилых помещениях отнесен к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 г. N 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, согласно которому дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

При этом, из содержания пунктов 3 и 4 указанного Порядка следует, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 18-летнего возраста возложен на органы опеки и попечительства, а после достижения этого возраста - на уполномоченные органы местного самоуправления.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежеквартально представляют в Министерство социальных отношений Челябинской области отчеты о расходовании средств областного бюджета, выделенных для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, по формам и в сроки, установленные Министерством социальных отношений Челябинской области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, допустившие нарушение настоящего Порядка, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя Павлова А.В. поставлена на регистрационный учет на получение жилья в селе Париж, что подтверждается постановлением главы Нагайбакского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области составляла не менее 21 квадратного метра общей площади жилого помещения, однако данное решение отменено на основании решения Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время норма предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области составляет не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения, что подтверждается решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Павловой А.В. отсутствуют.

Согласно Закону Челябинской области от 26 ноября 2009 г. N 510-ЗО "Об областном бюджете на 2010 год" муниципальному образованию Нагайбакскому району на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2010 год были предоставлены денежные средства в виде субвенции в сумме 708,80 тыс. рублей.

Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 г. N 19-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" на указанные расходы муниципальному образованию Нагайбакский район предусмотрены денежные средства в сумме 1653,80 тыс. рублей.

Следовательно, администрация Нагайбакского муниципального района Челябинская область имеет финансовые возможности для обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.

Исследовав, представленные прокурором Нагайбакского района документы, суд пришел к выводу о доказанности ненадлежащего исполнения администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области возложенных на нее Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязательств по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы представителя ответчика Анчиной О.В. указывающие отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, являются не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При этом суд установил, что надлежащим образом не ведётся учет всех нуждающихся лиц из данной категории, поскольку в информации, предоставленной УСЗН Нагайбакского района главе района о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, состоящих на регистрационном учете для внеочередного приобретения жилья на территории Нагайбакского муниципального района в 2011 году Павлова А.В. не значится, хотя и поставлена была на учет в 2002 году. Отсутствие в списках всех нуждающихся в получении жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, состоящих на регистрационном учете для внеочередного приобретения жилья на территории Нагайбакского муниципального района на 2011 год, искажает сведения об объеме денежных средств необходимых для выделения Министерством финансов Челябинской области для этих целей. Кроме того, из информации усматривается, что в списке значатся лица, которые должны были быть обеспечены жильём до 2011 года. Соответственно суд приходит к выводу, что учет лиц данной категории ведётся местным органом самоуправления ненадлежащим образом.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 57, 52 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах ФИО2 к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области в срок до 01 октября 2011 года предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, Павловой Анастасии Валерьевне, 15 сентября 1992 года рождения, для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: