О признании права собственности на жилой дом.



                                                                                           Дело

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

<адрес>           ДД.ММ.ГГГГ

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием истца Максимовой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Максимовой Любови Михайловны к Муниципальному образованию «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом,

установил:

Максимова Л.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что её мама ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. При жизни владела вышеуказанным домом, но право собственности в соответствии с законодательством не оформила. После смерти матери она единственная наследница, но вступить в наследство не имеет возможности.

В судебном заседании Максимова Л.М. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что данный жилой дом матери достался по наследству после смерти отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Какого-либо спора по дому и земельному участку не имеется.

Ответчик - Муниципальное образование «Фершампенуазское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района <адрес> - своевременно извещено о времени и месте судебного разбирательства судебной повесткой. Представитель в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает требования Максимовой Л.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> построен в 1958 году.

Согласно справке администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше жилой дом является собственностью ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Техническим паспортом подтверждается постановка на технический учет жилого дома, по адресу: <адрес>. Его инвентаризационная стоимость составляет 47662 рубля.

Согласно кадастровому паспорту общая площадь указанного объекта недвижимости составляет 48 кв.м..

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ действие статьи 234 ГК РФ (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжается в момент действия части первой Кодекса.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

К моменту обращения истца с настоящим требованием в суд - ДД.ММ.ГГГГ - срок приобретательной давности, дающий для истца основания для приобретения права собственности, истек, поскольку судом установлено, что умершая ФИО1 владела совместно с ФИО4 указанным жилым домом с 1960-х годов и приняла наследство после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.

О том, что собственником указанного дома являлась при жизни ФИО1 подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок согласно которому, земельный участок по адресу: <адрес>, д. Слюда, <адрес> предоставлен ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства.

Содержание ст. 234 ГК РФ свидетельствует о том, что возникновение права собственности обусловлено, кроме продолжительности владения не менее установленного законом срока, предоставлением доказательств добросовестности владения, его открытости, непрерывности и владения имуществом как своим собственным.

Рассмотрением дела установлен также признак добросовестности владения, как основной критерий приобретения права по основаниям ст. 234 ГК РФ.

Исследовав представленные истцом документы, суд пришел к выводу о доказанности истцом открытости владения, которое означает, что им не предпринималось никаких мер, направленных на сокрытие факта владения от третьих лиц.

Признак владения по приобретательной давности, заключающийся в непрерывности течения вышеназванного срока также доказан истцом предоставлением сведений из администрации Фершампенуазского сельского поселения о собственнике дома, документов, подтверждающих эксплуатацию и содержание жилого дома.

Те же доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1, неся бремя расходов по содержанию имущества, полагалА себя его собственником.

Совокупность условий, необходимых для возникновения права собственности истца в силу приобретательной давности и отсутствие зарегистрированных прав на данное недвижимое имущество свидетельствуют об обоснованности исковых требований, поскольку согласно п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 234 ГК РФ, ст.ст. 12,167,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возникшее при её жизни, с включением в наследственную массу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: