Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Ионина Ф.В. истца Варюхиной И.А., представителя ответчика Анчиной О.В., представителя третьего лица Юзеевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Варюхиной Ирины Анатольевны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и обязательстве предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области, Установил: Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах Варюхиной И.А. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении Варюхиной И.А. жилого помещения для постоянного проживания, и обязательстве предоставить Варюхиной И.А., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Варюхина И.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р Варюхина И.А. постановлена на учет на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района. В настоящее время Варюхина И.А. нигде не работает, в каком - либо образовательном учреждении не обучается, воспитывает малолетних детей. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ионин Ф.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Варюхина И.А. в судебном заседании требования подержала. Суду пояснила, что в 2006 году она закончила обучение в ГУНПО «Профессиональное училище №» <адрес>. Ответчик - администрация Нагайбакского муниципального района - представитель Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, не возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что средств, выделенных из Министерства финансов недостаточно для покупки жилья, согласно Положению главы администрации списки формируются до 01 марта каждого года. Кроме того, отсутствует рынок жилья. Соответчик - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещен. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия. Третье лицо - Управление социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области - представитель Юзеева Л.М., выступающая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора Нагайбакского района поддержала. Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия. Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005г.N18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» закреплено, что при установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - порядок), рекомендуется устанавливать: - порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях; - порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. В силу п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; В соответствии со ст. 8 ФЗ Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Судом установлено, что ФИО8 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются: мать - ФИО3, отец - ФИО4, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о рождении, копией паспорта. Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО8 зарегистрировала брак с ФИО9 и после заключения брака ей присвоена фамилия «Варюхина». В материалах дела имеются копии свидетельств о смерти родителей истца, из которых следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО8 (Варюхина) поставлена на регистрационный учет и включена в список на получение жилья. Закрепленного жилья на территории <адрес> Варюхина И.А. не имеет. Таким образом, суд приходит к выводу, что Варюхина И.А, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей и поставлена на учет до достижения возраста 23 лет. Судом установлено, что Варюхина И.А. зарегистрирована в <адрес>. что подтверждается отметкой в паспорте. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в администрацию <адрес> о включении ее в список на приобретение жилого помещения как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справки ОГУП «ОблЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 недвижимого имущества на праве собственности в Нагайбакском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ» не зарегистрировано. Кроме того, в материалах дела имеется сообщение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) об отсутствии в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО8. Дипломом, выданным ГУНПО «Профессиональное училище №» <адрес> подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 окончила обучение в вышеуказанном учебном заведении. Поскольку Варюхина И.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, не достиг возраста 23-х лет, суд считает необходимым признать за Варюхиной И.А. право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области согласно ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи». В соответствии с постановлением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть менее 18 и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд не принимает доводы представителя ответчика, о том, что выделяемых денежных средств из бюджета Челябинской области недостаточно и отсутствует жилье необходимое для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем. Данное обстоятельство не освобождает администрацию Нагайбакского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке. На основании изложенного суд приходит к выводу, что следует признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района выразившееся в непредставлении Варюхиной И.А. жилого помещения и обязать администрацию Нагайбакского муниципального района предоставить Варюхиной И.А. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 49 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Решил: Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области выразившееся в непредставлении Варюхиной Ирине Анатольевне жилого помещения для постоянного проживания. Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области предоставить Варюхиной Ирине Анатольевне для владения и пользования по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района общей площадьюне менее18 и не более 36 кв.м соответствующее санитарным техническими нормам за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Нагайбакский районный суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения. Председательствующий: