Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Тепловой М.Н., истца Сидоровой Т.В., представителя ответчика Анчиной О.В., представителя третьего лица Шутовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Сидоровой Татьяны Витальевны к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и обязательстве предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области, Установил: Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах Сидоровой Т.В. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении Сидоровой Т.В. жилого помещения для постоянного проживания, и обязательстве предоставить Сидоровой Т.В., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Сидорова Т.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Куликовского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сидорова Т.В. постановлена на учет на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района. В настоящее время Сидорова Т.В. нигде не работает, в каком - либо образовательном учреждении не обучается. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Теплова М.Н. требования поддержала. Суду пояснила, что в настоящее время Сидорова Т.В. обучается на 1 курсе Магнитогорского государственного технического университета, а потому жилое помещение ей должно быть предоставлено администрацией <адрес> после его окончания. Истец Сидорова Т.В. в судебном заседании требования подержала. Суду пояснила, что в настоящее время она обучается на 1 курсе Магнитогорского государственного технического университета им. ФИО8. Ответчик - администрация Нагайбакского муниципального района - представитель Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что поскольку Сидорова Т.В. в настоящее время еще не закончила образовательное учреждение, находится на полном государственном обеспечении, она не имеет право на получение жилья, поскольку основания предоставления жилья не наступили. Соответчик - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещен. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия. Третье лицо - Управление социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области - представитель Шутова Н.А., выступающая на основании доверенности, в судебном заседании согласилась с мнением представителя ответчика Анчиной О.В.. Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия. Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005г.N18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» закреплено, что при установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - порядок), рекомендуется устанавливать: - порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях; - порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. В силу п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; В соответствии со ст. 8 ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Судом установлено, что Сидорова Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются: мать - ФИО3, отец - ФИО4, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о рождении, копией паспорта. В материалах дела имеются копии свидетельств о смерти родителей истца, из которых следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ. Из распоряжения главы <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сидорова Т.В. определена в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для дальнейшего содержания и обучения. Постановлением главы Куликовского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Сидорова Т.В. поставлена на регистрационный на внеочередное получение жилья. За Сидоровой Т.В. закреплена жилая площадь в <адрес>, что следует из постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако из ответа главы Куликовского сельского поселения следует, что <адрес> в <адрес>, закрепленный за Сидоровой Т.В., не пригоден для проживания. Данное обстоятельство также подтверждается актом о состоянии жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что вышеуказанное жилье не пригодно для проживания, полуразрушено. Таким образом, суд приходит к выводу, что Сидорова Т.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей и поставлена на учет до достижения возраста 23 лет. Судом установлено, что Сидорова Т.В. зарегистрирована в <адрес>, шк.инт. 4 с 2000 года, что подтверждается отметкой в паспорте. ДД.ММ.ГГГГ Сидорова Т.В. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о приобретении жилья по месту постановки на регистрационный учет на внеочередное получение жилья. Согласно справки ОГУП «ОблЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за Сидоровой Т.В. недвижимого имущества на праве собственности в Нагайбакском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ» не зарегистрировано. Кроме того, в материалах дела имеется сообщение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) об отсутствии в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Сидоровой Т.В.. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МОУ Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семья», подтверждается, что со 2 февраля по ДД.ММ.ГГГГ Сидорова Т.В. находилась на полном государственном обеспечении в школе-интернате «Семья» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Сидорова Т.В. обучалась в Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, что следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что Сидорова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является студенткой 1 курса Магнитогорского государственного технического университете им. ФИО8, обучается на очном отделении архитектурно-строительного факультета, окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пояснениями Сидоровой Т.В. и студенческим билетом №СО71. Поскольку Сидорова Т.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение не пригодно для жилья, она не достигла возраста 23-х лет, суд считает необходимым признать за Сидоровой Т.В. право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта <адрес> согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи». В соответствии с постановлением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть менее 18 и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд не принимает доводы представителя ответчика, о том, что выделяемых денежных средств из бюджета <адрес> недостаточно и отсутствует жилье необходимое для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем. Данное обстоятельство не освобождает администрацию Нагайбакского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке. Однако суд считает, что поскольку Сидорова Т.В. в настоящее время обучается в ГОУ ВПО «МГТУ», то жилье ей должно быть предоставлено только после его окончания, а потому в иске о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении Сидоровой Т.В. жилого помещения для постоянного проживания, следует отказать и обязать администрацию Нагайбакского муниципального района предоставить Сидоровой Т.В. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м по окончании пребывания Сидоровой Т.В. в образовательном учреждении. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 49 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Решил: Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области предоставить Сидоровой Татьяне Витальевне для владения и пользования по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района общей площадьюне менее18 и не более 36 кв.м соответствующее санитарным техническими нормам за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области по окончании пребывания в образовательном учреждении. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Нагайбакский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: