О признании бездействия незаконным.



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>           ДД.ММ.ГГГГ                                                                                      

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Тепловой М.Н., представителя ответчика Анчиной О.В., представителя третьего лица Шутова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Шайдулина Михаила Борисовича к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и обязательстве предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области,

Установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах Шайдулина М.Б. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении Шайдулину М.Б. жилого помещения для постоянного проживания, и обязательстве предоставить Шайдулину М.Б., относящемуся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Шайдулин М.Б. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав решением Нагайбакского районного суда.

Постановлением главы Переселенческого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шайдулин М.Б. постановлен на учет на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района.

В настоящее время Шайдулин М.Б. трудоустроен, в каком-либо образовательном учреждении не обучается.

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Теплова М.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Шайдулин М.Б. о времени и месте судебного разбирательства извещен, в деле имеется почтовое уведомление. В судебное заседание не явился по неизвестной причине.

Ответчик - администрация Нагайбакского муниципального района - представитель Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, не возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что средств, выделенных из Министерства финансов недостаточно для покупки жилья, согласно Положению главы администрации списки формируются до 01 марта каждого года. Кроме того, отсутствует рынок жилья.

Соответчик - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещен. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Управление социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области - представитель Шутова Н.А., выступающая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора Нагайбакского района поддержала.

Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005г.N18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» закреплено, что при установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - порядок), рекомендуется устанавливать:

- порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях;

- порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

В соответствии со ст. 8 ФЗ Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Судом установлено, что Шайдулин М.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются ФИО4 и ФИО5, что следует из свидетельства о рождении и паспорта.

Решением Нагайбакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении сына Шайдулина М.Б..

Несовершеннолетний Шайдулин М.Б. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, что следует из постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Переселенческого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Шайдулин М.Б. поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ, в период обучения в ПУ-80 <адрес>, Шайдулин М.Б. обратился в администрацию <адрес> о включении его в список на приобретение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Шайдулин М.Б., является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей и на момент постановки на учет не достигший возраста 23 лет.

Шайдулин М.Б. проживает в <адрес>.

По сведениям, представленным главой Переселенческого сельсовета, закрепленное за Шайдулиным М.Б. жилье, расположенное по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии.

Согласно справки ОГУП «ОблЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за Шайдулиным М.Б. недвижимое имущество на праве собственности в Нагайбакском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ» не зарегистрировано.

Кроме того, в материалах дела имеется сообщение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) об отсутствии в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Шайдулина М.Б..

ДД.ММ.ГГГГ Шайдулин М.Б. освободился из ФБУ ИК-21 ГУФСИН России по <адрес>, что следует из ответа начальника вышеуказанного учреждения.

Поскольку Шайдулин М.Б. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение не пригодно для жилья, на момент постановки на учет не достиг возраста 23-х лет, суд считает необходимым признать за ним право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области согласно ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи».

В соответствии с постановлением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть менее 18 и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд не принимает доводы представителя ответчика, о том, что выделяемых денежных средств из бюджета <адрес> недостаточно и отсутствует жилье необходимое для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем. Данное обстоятельство не освобождает администрацию Нагайбакского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что следует признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района выразившееся в непредставлении Шайдулину М.Б. жилого помещения и обязать администрацию Нагайбакского муниципального района предоставить Шайдулину М.Б. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 49 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

Решил:

Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области выразившееся в непредставлении Шайдулину Михаилу Борисовичу жилого помещения для постоянного проживания.

Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области предоставить Шайдулину Михаилу Борисовичу для владения и пользования по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района общей площадьюне менее18 и не более 36 кв.м соответствующее санитарным техническими нормам за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Нагайбакский районный суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения.

Председательствующий: