Об обязании предоставить жилье.



                                                                                                   Дело

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

<адрес>              ДД.ММ.ГГГГ

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Каракина Д.В., при секретаре Варнавской С.С., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Ионина Ф.В., истца ФИО1, представителя ответчика Анчиной О.В., представителя третьего лица - УСЗН Нагайбакского муниципального района Юзеева Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах ФИО1 к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия администрации Нагайбакского района незаконным и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области,

установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия администрации Нагайбакского района незаконным и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 и не более 36 квадратных метров, ФИО1, относящемуся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета Челябинской области

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав по решению Нагайбакского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 постановлена на учет по вне очередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района, в связи с тем, что решением поселковой комиссии дом, закрепленный за ФИО1, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончил ПУ - 114 <адрес> и получил диплом о начальном профессиональном образовании. В настоящее время ФИО1 нигде не работает, в каком-либо образовательном учреждении не обучается.

Однако в установленное время в 2011 году и до настоящего времени жилое помещение ФИО1 предоставлено небыло.

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Ионин Ф.В. исковые требования поддержал.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что он не имеет жилья, проживает в съемной квартире по адресу <адрес> к.Маркса 58-4

Представитель ответчика Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, исковые требования признала полностью. Суду пояснила, что администрация района не бездействует, жилье лицам из числа указанной категории предоставляется в соответствии с действующим законодательством в зависимости от поступающих из областного бюджета средств и в порядке имеющейся очереди. В начале текущего финансового года поступило 1 653 800 рублей на данные цели. На эти средства приобретено три жилых помещения, которые в текущем году будут переданы для проживания. Своевременное приобретение жилья всем нуждающимся лицам данной категории объективно затруднено нехваткой денежных средств с одной стороны, а с другой необходимостью приобретать жилье установленной законом определенной площади и по цене, более низкой чем рыночная, что не обеспечивается предложением на рынке жилья в районе.

Третье лицо на стороне ответчика - представитель Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Юзеева Л.М. с исковыми требованиями согласилась и дала пояснения аналогичные пояснениям Анчиной О.В..

Третье лицо на стороне ответчика - Министерство социальных отношений Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо на стороне ответчика - Министерство финансов Челябинской области - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие и учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно решению Нагайбакского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении ФИО1, ФИО8, ФИО8.

Согласно ст. 1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, ФИО1 относиться к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и в сфере жилищных отношений.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья.

Согласно ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 г. N 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, согласно которому дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

При этом, из содержания пунктов 3 и 4 указанного Порядка следует, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 18-летнего возраста возложен на органы опеки и попечительства, а после достижения этого возраста - на уполномоченные органы местного самоуправления.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, были поставлены на регистрационный учет, в связи аварийностью и невозможностью для дальнейшего проживания в доме по адресу: <адрес>, который был закреплен за ними,льнейшего пррифнностью иолетняяяскиной В.Альном учреждении не обучается. <адрес> что подтверждается постановлением главы Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному главе Нагайбакского муниципального района <адрес>, истец обратилась с просьбой о приобретении ему жилого помещения, поскольку он в 2011 году оканчивает обучение.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, данных Нагайбакского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ», администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района <адрес> следует, что ФИО1 на праве собственности недвижимого имущества не имеет.

Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 г. N 19-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" на указанные расходы муниципальному образованию Нагайбакский район предусмотрены денежные средства в сумме 1653,80 тыс. рублей.

Следовательно, администрация Нагайбакского муниципального района Челябинская область имеет финансовые возможности для обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.

Исследовав, представленные прокурором Нагайбакского района документы, суд пришел к выводу о доказанности ненадлежащего исполнения администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области возложенных на нее Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязательств по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы представителя ответчика Анчиной О.В. указывающие отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, являются не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах ФИО1 к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского района выразившееся в непредоставлении ФИО1 жилого помещения для постоянного проживания.

Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Взыскать с администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: