О признании пенсионного права.



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                  ДД.ММ.ГГГГ                                                                 

                                                                              

Нагайбакский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием истца Тептеевой Т.Л., представителя ответчика Фархутдиновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тептеевой Татьяны Леонидовны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Нагайбакском районе Челябинской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Нагайбакском районе) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Тептеева Т.Л. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ Нагайбакском районе и просила обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период её работы в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, поскольку её стаж педагогической деятельности составил 24 года 4 месяца 12 дней. Ответчик неправомерно не засчитал в специальный стаж период ее работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ.

В судебном заседании истица Тептеева Т.Л. исковые требования поддержала и дополнила, просила признать незаконным решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика засчитать в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью период ее работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик - ГУ УПФ РФ в Нагайбакском районе - представитель Фархутдинова Н.М., выступающая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных образовательных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Поскольку в список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, действовавший с 06.09.1991 года и применявшийся до 01.11.1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, действовавший и применявшийся до 29.10.2002 года, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах не входила в перечень должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Поэтому период работы Тептеевой Т.Л. в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в льготный стаж.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает требования Тептеевой Т.Л. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Тептеева Т.Л. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в <адрес> Тептеевой Т.Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с отсутствием специального стажа, так как для назначения пенсии требуется 25 лет специального стажа, а у истицы продолжительность специального стажа составляет 24 года 04 месяца 12 дней. В стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не засчитано время работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инструктором школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ.

Данные обстоятельства подтверждены протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Из трудовой книжки истицы, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с избранием Тептеева Т.Л. была принята в штат Нагайбакского райкома ВЛКСМ секретарем по учащейся молодежи и пионеров и работала по ДД.ММ.ГГГГ. Из справки государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 утверждена инструктором школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ постановлением бюро Нагайбакского райкома ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ. Освобождена от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ постановлением бюро Нагайбакского райкома ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается изменение фамилии истицы «ФИО8» на фамилию «Тептеева» в связи с заключением брака.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормилица, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в ПФ» № 173 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Закона « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, действовавший с 06.09.1991 года и применявшийся до 01.11.1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, действовавший и применявшийся до 29.10.2002 года, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах не входила в перечень должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы. В указанном Списке учреждения «райком ВЛКСМ» и должности «секретарь (инструктор)» отсутствуют.

Вместе с тем в соответствии с п.п. «а», «б» п. 1, п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы по специальности засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах и работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, при условии, если лицо имело стаж работы в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии (16 лет 8 месяцев). Данное положение действовало до 01 октября 1993 года.

Общая продолжительность специального стажа педагогической деятельности Тептеевой Т.Л. на момент обращения в ГУ УПФ РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 4 месяца 12 дней, то есть истец имеет не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) от требуемого для назначении досрочной пенсии по старости специального стажа.

В соответствии с п.п. 3.1. п. 3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении п.п. «а» п.1 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Судом установлено, что Тептеева Т.Л. в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла выборную работу в комсомольских органах, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. На момент обращения истицы за назначением пенсии стаж ее педагогической деятельности был более 2/3 от требуемого для назначения пенсии, а именно: 24 года 4 месяца 12 дней без учета периода работы в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении Суда № 2-П от 29 января 2004 года, при исчислении продолжительности специального стажа за период до вступления в силу нормативных актов, могут применяться правила и нормы, действовавшие на момент приобретения стажа.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О, приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.

Положения части 2 статьи 6,части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Период работы истицы в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относился к тому периоду, когда действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397.

Указанным постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с п. 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

В соответствии с п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период работы Тептеевой Т.Л. в качестве секретаря комсомольской организации относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, поэтому указанный период работы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения на это права.

Спорный период работы составил 01 год 03 месяца 09 дней. Для выполнения условия, предусмотренного п. 4 Положения, истцу необходим специальный стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не менее 16 лет 08 месяцев. Ответчиком включен в специальный стаж истца период работы продолжительностью 24 года 04 месяца 12 дней, то есть более 16 лет 08 месяцев, таким образом, приведенное выше условие выполняется на день зачета указанного периода в специальный стаж.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение ГУ УПФ РФ в Нагайбакском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Тептеевой Т.Л. является незаконным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

решил:

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда России в Нагайбакском районе Челябинской области об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии Тептеевой Татьяне Леонидовне.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда России в Нагайбакском районе Челябинской области включить в специальный трудовой стаж педагогической деятельности Тептеевой Татьяны Леонидовны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора школьного отдела Нагайбакского райкома ВЛКСМ.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда России в Нагайбакском районе Челябинской области назначить Тептеевой Татьяне Леонидовне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: