О признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения.



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>           ДД.ММ.ГГГГ                                                                                      

Нагайбакский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора <адрес> Ионина Ф.В. истца Рахматуллиной А.М., представителя ответчика Анчиной О.В., представителя третьего лица Шутовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Рахматуллиной Анастасии Маратовны к администрации Нагайбакского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и обязательстве предоставить благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>,

Установил:

<адрес> обратился в суд в интересах Рахматуллиной А.М. с иском к администрации Нагайбакского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении Рахматуллиной А.М. жилого помещения для постоянного проживания, и обязательстве предоставить Рахматуллиной А.М., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м на территории Нагайбакского муниципального района для владения и пользования по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Рахматуллина А.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы Фершампенуазского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллина А.М. постановлена на учет на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на территории Нагайбакского муниципального района.

В настоящее время Рахматуллина А.М. в каком-либо образовательном учреждении не обучается и не работает.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ионин Ф.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Рахматуллина А.М. в судебном заседании требования подержала. Суду пояснила, что в июне 2008 года она закончила обучение в ГОУНПО «Профессиональное училище » <адрес>. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Проживает в общежитии <адрес>. Закрепленное за ней жилье в <адрес>, в котором она зарегистрирована, для проживания не пригодно.

Ответчик - администрация Нагайбакского муниципального района - представитель Анчина О.В., выступающая на основании доверенности, не возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что средств, выделенных Министерством финансов <адрес> недостаточно для покупки жилья всем детям -сиротам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Соответчик - Министерство финансов <адрес> - о времени и месте судебного заседании извещен. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо - Управление социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района <адрес> - представитель Шутова Н.А., выступающая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора <адрес> поддержала.

Третье лицо - Министерство социальных отношений <адрес> - о времени и месте судебного заседании извещено надлежащим образом. Представитель на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГN18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» закреплено, что при установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - порядок), рекомендуется устанавливать:

- порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях;

- порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

В соответствии со ст. 8 ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Судом установлено, что Рахматуллина А.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются: мать - ФИО6, отец - ФИО7, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о рождении. Согласно справке ф. 25 отдела ЗАГС администрации <адрес> сведения об отце ребенка внесены на основании заявления матери.

Согласно свидетельству о заключении брака ФИО6(мать истицы) ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО8, после регистрации брака ей присвоена фамилия Нажмутдинова.

ФИО9 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Рахматуллиной А.М., что подтверждается решением Нагайбакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллина А.М., как оставшаяся без попечения родителей, была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

Постановлением главы Фершампенуазского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Рахматуллиной А.М. закреплено жилье по адресу: <адрес>.

Из акта о состоянии жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за несовершеннолетней Рахматуллиной А.М., для проживания не пригодно.

Постановлением главы Фершампенуазского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Рахматуллина А.М. поставлена на регистрационный учет на внеочередное получение жилья.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Рахматуллина А.М., является ребенком, оставшимся без попечения родителей, относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей и на момент рассмотрения дела не достигшая возраста 23 лет.

Судом установлено, что Рахматуллина А.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте. Фактически проживает в <адрес>.

Согласно справки ОГУП «ОблЦТИ» за Рахматуллиной А.М. недвижимого имущества на праве собственности в Нагайбакском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ» не зарегистрировано.

Кроме того, в материалах дела имеется сообщение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) об отсутствии в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Рахматуллиной А.М.

Свидетельством об уровне квалификации, выданным ГОУНПО «Профессиональное училище » <адрес> подтверждается, что в июне 2008 года Рахматуллина А.М. закончила обучение в вышеуказанном учебном заведении.

Поскольку Рахматуллина А.М. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, не достигла возраста 23-х лет, суд считает необходимым признать за Рахматуллиной А.М. право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта <адрес> согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи».

В соответствии с постановлением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть менее 18 и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения на одного гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд не принимает доводы представителя ответчика, о том, что выделяемых денежных средств из бюджета <адрес> недостаточно и отсутствует жилье необходимое для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем. Данное обстоятельство не освобождает администрацию Нагайбакского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что следует признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района выразившееся в непредставлении Рахматуллиной А.М. жилого помещения и обязать администрацию Нагайбакского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта <адрес> общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 49 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района <адрес> выразившееся в непредставлении Рахматуллиной Анастасии Маратовне жилого помещения для постоянного проживания.

Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района <адрес> предоставить Рахматуллиной Анастасии Маратовне для владения и пользования по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Нагайбакского муниципального района общей площадью не менее 18 и не более 36 кв.м соответствующее санитарным техническими нормам за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Нагайбакский районный суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения.

Председательствующий: