Дело № 2-92/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Фершампенуаз 22 марта 2012 года Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Ионина Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Нагайбакского сельского поселения незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, установил: Прокурор Нагайбакского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Нагайбакского сельского поселения в части не оборудования населенных пунктов Нагайбакского сельского поселения - п. Арсламбаевский, п. Березовая Роща и п. Петровский источниками наружного пожарного водоснабжения, а также не устранения неисправности пожарного гидранта №27, расположенного в МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ в п. Нагайбакский и обязании оборудовать населенные пункты Нагайбакского сельского поселения - п. Арсламбаевский, п. Березовая Роща и п. Петровский, источниками наружного пожарного водоснабжения и устранить неисправность пожарного гидранта №27, расположенного в здании МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ в п. Нагайбакский, в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Нагайбакского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, выявлены нарушения, в части бездействия администрации Нагайбакского сельского поселения по оборудованию населенных пунктов, входящих в состав Нагайбакского сельского поселения - п. Нагайбакский, п. Арсламбаевский, п. Березовая Роща и п. Петровский источниками пожарного наружного водоснабжения. Неисполнение администрацией поселения требований в области пожарной безопасности создает угрозу безопасности населения указанных населенных пунктов, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо - администрация Нагайбакского сельского поселения о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно, представитель в судебное заседание не явился. Суд, выслушав прокурора, специалиста, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 4, 9 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п.10 ст.5 Устава Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов указанного поселения. В соответствии с ч.1-2 ст. 62 Федерального закона Российской Федерации №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Статья 63 указанного закона предусматривает, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с ч.1-3 ст. 68 указанного закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В соответствии с ч.5 вышеуказанной статьи допускается не предусматривать водоснабжение наружного пожаротушения только в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. В силу ст.3 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления Статья 10 указанного закона предусматривает, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии со ст.19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В порядке ст.21 указанного закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с требованиями п.89, 94 и 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается. Согласно п. 3.1. Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» источники наружного противопожарного водоснабжения - это наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения. Пункт 4.1. указанных правил предусматривает, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В соответствии с п.8.8 указанных правил пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Согласно п. 9.4. указанных правил водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. В ходе проведенной прокуратурой Нагайбакского района проверки установлено, что: - в населенном пункте - п. Нагайбакский проживает 818 человек (по данным всероссийской переписи населения 2010 г.). Населенный пункт не оборудован источниками наружного пожарного водоснабжения, а именно: пожарный гидрант №27 расположенный в МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ не исправен. Отсутствуют водонапорная башня, оборудованная приспособлением для забора воды пожарным автотранспортом, естественные и искусственные водоемы, оборудованные пирсом для пожарного автотранспорта; - в населенном пункте - п. Арсламбаевский проживает 296 человек. Населенный пункт не оборудован источниками наружного пожарного водоснабжения, а именно: отсутствуют пожарный водопровод, приспособленный для забора воды пожарным автотранспортом, водонапорная башня, оборудованная приспособлением для забора воды пожарным автотранспортом, естественные и искусственные водоемы, оборудованные пирсом для пожарного автотранспорта; - в населенном пункте - п. Березовая Роща проживает 206 человек. Населенный пункт не оборудован источниками наружного пожарного водоснабжения, а именно: отсутствуют пожарный водопровод, приспособленный для забора воды пожарным автотранспортом, водонапорная башня, оборудованная приспособлением для забора воды пожарным автотранспортом, естественные и искусственные водоемы, оборудованные пирсом для пожарного автотранспорта, источники внутреннего пожарного водоснабжения; - в населенном пункте - п. Петровский проживает 333 человека. Населенный пункт не оборудован источниками наружного пожарного водоснабжения, а именно: отсутствуют пожарный водопровод, приспособленный для забора воды пожарным автотранспортом, водонапорная башня, оборудованная приспособлением для забора воды пожарным автотранспортом, естественные и искусственные водоемы, оборудованные пирсом для пожарного автотранспорта. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, что подтверждается показаниями специалиста Филиппова Е.А., актом проверки, проводившейся ГУ «2ОФПС по Челябинской области» противопожарного водоснабжения с 18 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ПЧ 68 ФГКУ «2ОФПС по <адрес>» о неисправности противопожарного водоснабжения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сообщением администрации поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, по итогам 2011 года наиболее неблагополучное положение с обеспечением пожарной безопасности складывается в Нагайбакском сельском поселении, что следует из информации, предоставленной Отделом надзорной деятельности № ГУ МЧС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что обязанность по установке и обеспечению надлежащего состояния источников наружного пожарного водоснабжения - приспособлений для забора воды пожарным автотранспортом - в п. Нагайбакский, п. Арсламбаевский, п. Березовая Роща и п. Петровский, действующим законодательством РФ возложена на администрацию Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области. Неисполнение администрацией поселения требований в области пожарной безопасности создает угрозу безопасности населения указанных населенных пунктов, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах суд считает, что заявление прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Суд считает, что срок, в который прокурор просит устранить выявленные нарушения, является разумным и достаточным. На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского сельского поселения в части не оборудования населенных пунктов Нагайбакского сельского поселения - п. Арсламбаевский, п. Березовая Роща и п. Петровский источниками наружного пожарного водоснабжения, а также не устранения неисправности пожарного гидранта №27, расположенного в МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ в п. Нагайбакский. Обязать администрацию Нагайбакского сельского поселения оборудовать населенные пункты Нагайбакского сельского поселения - п. Арсламбаевский, п. Березовая Роща и п. Петровский, источниками наружного пожарного водоснабжения и устраненить неисправность пожарного гидранта №27, расположенного в МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ в п. Нагайбакский, в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд. Председательствующий: