О признании бездействия незаконным.



Дело № 2-104/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз                  28 марта 2012 года                                                                                      

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Тепловой М.Н., представителя ответчика Лысовой Л.Ю., представителя третьего лица Васильевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района о признании незаконным бездействия выразившегося в не оснащении школьного автобуса марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный номер удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» и возложении обязанности принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности перевоза детей на школьных автобусах. В ходе проверки установлено, что в собственности Управления по экономике, муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района имеется автобус марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный , который передан на праве оперативного управления МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа».

Данный автобус перевозит несовершеннолетних школьников из п. Копаловский в п. Арсинский к месту учебы и обратно. При этом автобус не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам, что является недопустимым и нарушает права детей.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» в части использования школьного автобуса марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный номер , необорудованного удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района обязанность организовать перевозку детей (школьников в образовательное учреждение) до места учебы и обратно на школьном автобусе, соответствующем требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», запретить МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района эксплуатацию автобуса марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный номер , с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик - администрация Нагайбакского муниципального района о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, представитель в судебное заседание не явился.

Ответчик - МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» - представитель Лысова Л.Ю., выступающая на основании Устава иск прокурора не признала. Суду пояснила, что на автобусе марки ПАЗ 320530 подвоз детей не осуществляется.

Третье лицо - МУ Отдел образования администрации Нагайбакского муниципального района - представитель Васильева Л.А, выступающая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований прокурора. Суду пояснила, что переоборудовать автобус в соответствии с требованиями ГОСТ собственными силами невозможно. В силу физического износа перегнать автобус на завод - изготовитель так же не представляется возможным.

Третье лицо - Управление по экономике, муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно, представитель в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав прокурора, участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности образования, гарантируют возможность получения образования независимо от места жительства.

В соответствии с п.п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ от 6 октября 2003 года к полномочиям муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 6 Устава Нагайбакского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 и п. 1 ст. 30 Устава администрация Нагайбакского муниципального района является исполнительно - распорядительным органом Нагайбакского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинской области.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц эксплуатирующих транспортные средства.

Постановлением администрации Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к постановлению подтверждается, что автобус марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный передан в оперативное управление МОУ «Арсинская СОШ».

Требования «Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98» распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет (далее - детей) по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации (далее - автобусы ), и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей:

4.5.9. Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления.

4.5.15. В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".

4.5.16. Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей.

4.5.18. Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч.

Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89.

Из информации, предоставленной ОП №23 МО МВД РФ «Чесменский» Челябинской области и МУ Отдел образования администрации Нагайбакского муниципального района следует, что школьный автобус, на котором осуществляется перевозка детей к месту учебы - МОУ «Арсинская СОШ» и обратно, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98.

В судебном заседании установлено, что автобус марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный номер не соответствует указанным требованиям и используется для школьных перевозок.

На основании изложенного, суд считает обоснованными доводы прокурора о незаконности бездействия администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Арсинская СОШ» в части использования школьного автобуса необорудованного удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТа.

В силу ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 22.9. Правил дорожного движения РФ перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Приложением (п. 11) к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен перечень неисправностей автомобилей, автобусов.. . и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Пункт 7.9. перечня запрещает эксплуатацию транспортного средства, в котором отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать безопасность такой деятельности. Статья 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Администрация Нагайбакского муниципального района, МОУ «Арсинская СОШ», являясь субъектами транспортной инфраструктуры, не предпринимают должных мер по поддержанию участвующего в перевозке детей транспортного средства в надлежащем техническом состоянии, используют школьный автобус по целевому назначению при отсутствии безопасных условий перевозки детей, подвергая опасности их жизнь и здоровье.

Несоответствие автобуса, предназначенного для перевозки детей, установленным стандартам, эксплуатация его в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что является недопустимым, поэтому наложение запрета на эксплуатацию такого автобуса является правильным.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района в части использования школьного автобуса марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный необорудованного удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

Возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района обязанность организовать перевозку детей (школьников в образовательное учреждение) до места учебы и обратно на школьном автобусе, соответствующем требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

Запретить МОУ «Арсинская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района эксплуатацию автобуса марки ПАЗ 320530, 2003 года выпуска, идентификационный , для перевозки школьников с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: