Дело № 2-103/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Фершампенуаз 28 марта 2012 года Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Тепловой М.Н., представителя третьего лица Васильевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, установил: Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района о признании незаконным бездействия выразившегося в не оснащении школьного автобуса марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер № удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» и возложении обязанности принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности перевоза детей на школьных автобусах. В ходе проверки установлено, что в собственности Управления по экономике, муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района имеется автобус марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер №, который передан на праве оперативного управления МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа». Данный автобус перевозит несовершеннолетних школьников из п. Петровский и п. Березовая Роща в п. Нагайбакский к месту учебы и обратно. При этом автобус не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам, что является недопустимым и нарушает права детей. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» в части использования школьного автобуса марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер №, необорудованного удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района обязанность организовать перевозку детей (школьников в образовательное учреждение) до места учебы и обратно на школьном автобусе, соответствующем требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», запретить МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района эксплуатацию автобуса марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер №, с момента вступления решения суда в законную силу. Ответчик - администрация Нагайбакского муниципального района о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, представитель в судебное заседание не явился. Ответчик - МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно. Представитель в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором иск прокурора признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Третье лицо - МУ Отдел образования администрации Нагайбакского муниципального района -представитель Васильева Л.А, выступающая на основании доверенности возражала против удовлетворения требований прокурора. Суду пояснила, что переоборудовать автобус собственными силами невозможно. В силу физического износа перегнать автобус на завод - изготовитель так же не представляется возможным. Третье лицо - Управление по экономике, муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно, представитель в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица. Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности образования, гарантирует возможность получения образования независимо от места жительства. В соответствии с п.п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ от 6 октября 2004 года к полномочиям муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 6 Устава Нагайбакского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 и п. 1 ст. 30 Устава администрация Нагайбакского муниципального района является исполнительно - распорядительным органом Нагайбакского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинской области. Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц эксплуатирующих транспортные средства. Управление по экономике, муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Нагайбакского муниципального района передало в оперативное управление МОУ «Ново-Рассыпнянская СОШ» автобус марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер №, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Требования «Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98» распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет (далее - детей) по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации (далее - автобусы ), и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей: 4.5.9. Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. 4.5.15. В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". 4.5.16. Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей. 4.5.18. Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89. Из информации, предоставленной ОП №23 МО МВД РФ «Чесменский» Челябинской области и МУ Отдел образования администрации Нагайбакского муниципального района следует, что школьный автобус, на котором осуществляется перевозка детей к месту учебы - МОУ «Ново-Рассыпнянская СОШ» и обратно, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98. В судебном заседании установлено, что автобус марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер № не соответствует указанным требованиям и до настоящего времени продолжает эксплуатироваться для перевозки учащихся школы. На основании изложенного, суд считает обоснованными доводы прокурора о незаконности бездействия администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Ново-Рассыпнянская СОШ» в части использования школьного автобуса необорудованного удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТа. В силу ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 22.9. Правил дорожного движения РФ перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Приложением (п. 11) к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен перечень неисправностей автомобилей, автобусов.. . и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Пункт 7.9. перечня запрещает эксплуатацию транспортного средства, в котором отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать безопасность такой деятельности. Статья 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Администрация Нагайбакского муниципального района, МОУ «Ново-Рассыпнянская СОШ», являясь субъектами транспортной инфраструктуры, не предпринимают должных мер по поддержанию участвующего в перевозке детей транспортного средства в надлежащем техническом состоянии, используют школьный автобус по целевому назначению при отсутствии безопасных условий перевозки детей, подвергая опасности их жизнь и здоровье. Несоответствие автобуса, предназначенного для перевозки детей, установленным стандартам, эксплуатация его в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что является недопустимым, поэтому наложение запрета на эксплуатацию такого автобуса является правильным. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Признать незаконным бездействие администрации Нагайбакского муниципального района и МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района в части использования школьного автобуса марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный номер № необорудованного удерживающими устройствами для детей, сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района обязанность организовать перевозку детей (школьников в образовательное учреждение) до места учебы и обратно на школьном автобусе, соответствующем требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Запретить МОУ «Ново-Рассыпнянская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района эксплуатацию автобуса марки ПАЗ 320530, 2004 года выпуска, идентификационный №, для перевозки школьников с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд. Председательствующий: