О признании бездействия незаконным.



Дело № 2-375/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз            26 сентября 2012 года                                                                                      

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Тепловой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Открытого акционерного общества «Уральское» незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор Нагайбакского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОАО «Уральское» выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест, обязании провести аттестацию рабочих мест.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства об охране труда в ОАО «Уральское» установлено, что численность рабочих мест согласно штатному расписанию составляет 92 единицы, однако аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проведена. Выявленные нарушения существенным образом нарушают конституционные права на безопасные условия труда работников. Просит признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства об охране труда и обязать обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании помощник прокурора Теплова М.Н.требования уточнила. Просила обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик - ОАО «Уральское» о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно. Представитель в судебное заседание не явился, просит отложить судебное заседание. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Данный порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 № 342н и введен в действие с 1 сентября 2011 года. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1). Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п.2). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4).

Пунктом 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом 111 Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций.

В соответствии с пунктом 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В силу пункта 12 Порядка аттестационная комиссия: составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений.

Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ОАО «Уральское».

В ОАО «Уральское» имеется 92 рабочих места, что подтверждается имеющимся в деле штатным расписанием на 2012 год.

Из ответа ОАО «Уральское» следует, что на аттестация рабочих мест на предприятии не проведена.

Доказательств заключения ОАО «Уральское» договора на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и создании аттестационной комиссии суду не представлено.

Доказательств того, что все работы по проведению аттестации по условиям труда рабочих мест выполнены, суду также не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда ОАО «Уральское» существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае, с учетом правового статуса ответчика, осуществления финансирования их деятельности из средств собственного бюджета, общественной опасности выявленного нарушения, суд считает необходимым определить срок исполнения - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, следовательно, в силу ст. 103 ГПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. При подаче искового заявления неимущественного характера организацией, размер государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 2000 рублей, которые подлежат взысканию с ОАО «Уральское».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Уральское» в части не проведения аттестации рабочих мест.

Обязать Открытое акционерное общество «Уральское» провести аттестацию рабочих мест в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 258 ч. 3 ГПК РФ ОАО «Уральское» сообщить в суд об исполнении решения суда.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Уральское» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий: