Дело № 2-367/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Фершампенуаз 21 сентября 2012 года Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Михайловой Н.П., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Тепловой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Фершампенуазского сельского поселения незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, установил: Прокурор Нагайбакского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Фершампенуазского сельского поселения в части не соответствия требованиям ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289-2004 искусственной неровности для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств на проезжей части ул. Труда, вблизи дома №45/1 в с. Фершампенуаз, обязании устроить искусственную неровность для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств на проезжей части ул. Труда, вблизи дома №45/1 в с. Фершампенуаз, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: установить дорожные знаки 1.17 (искусственная неровность), 3.24 (ограничение максимальной скорости), табличка 8.2.1 (зона действия), а также нанести дорожную разметку 1.25, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Нагайбакского района при осуществлении проверки по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий и охрану жизни и здоровья граждан, выявлены нарушения, в части бездействия администрации Фершампенуазского сельского поселения при устроении искусственной неровности для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств на проезжей части ул. Труда, вблизи дома №45/1 в с. Фершампенуаз. Неисполнение требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что главе администрации Фершампенуазского сельского поселения было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено. Заинтересованное лицо - администрация Фершампенуазского сельского поселения о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. Представитель в судебное заседание не явился. Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения" во взаимосвязи со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований. На основании п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Устава Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно положениям ст.21 вышеуказанного Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Из содержания п.п.1,3 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Согласно ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к дорожной деятельности относятся работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также по их содержанию. К элементам благоустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорого общего пользования и искусственных сооружений на них. Данная классификация распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории РФ, устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. В соответствии с п.п.1 п.15 Классификация в прочие работы по содержанию входят разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В соответствии с п.4.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно пункту 4.2.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 параметры искусственных неровностей следует принимать исходя из максимально допустимой скорости движения на участке дороги, указываемой на знаке, в соответствии с таблицей 1. Согласно таблице №1 при максимальной допустимой скорости движения 20 км/ч длина волнообразного профиля должна быть от 3 до 3,5 метров, а высота гребня 0,07 метра. Искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее. Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах) установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (далее ГОСТ Р 52289-2004). Согласно п.5.6.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границы искусственной неровности или разметки относительно приближающихся транспортных средств. В соответствии с п.1 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - ПДД), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Нагайбакского района, осуществляющий надзор в сфере данного законодательства, правомерно обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Согласно информационному письму начальника ОП №23 МО МВД РФ «Чесменский» Челябинской области, в рамках осуществления сотрудниками ОГИБДД полномочий предусмотренных п. 19 ч.1 ст. 12 ФЗ «О полиции» № 3 - ФЗ от 07.02.2011 г. Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Указом президента РФ от 15.06.1998 года № 711, искусственная неровность по ул. Труда, вблизи дома №45/1 в с. Фершампенуаз, в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1900, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52605-2006 и ГОСТ Р 52289-2004: отсутствуют дорожные знаки 1.17 (искусственная неровность), 3.24 (ограничение максимальной скорости), табличка 8.2.1 (зона действия), а также дорожная разметка 1.25. Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются фотоснимком и актом выявленных недостатков в содержании дорог от 18 сентября 2012 года. Таким образом, судом установлено, что администрация Фершампенуазского сельского поселения не предприняла своевременных мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в заявлении прокурора. В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование в части возложения обязанности на администрацию Фершампенуазского сельского поселения установить дорожные знаки 1.17, 5.20 (искусственная неровность), 3.24 (ограничение максимальной скорости), табличка 8.2.1 (зона действия), а также нанести дорожную разметку 1.25, является обоснованным, и подлежит удовлетворению, оно не оспорено представителем администрации поселения и подтверждено письменными материалами дела, Суд находит также обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании бездействия администрации Фершампенуазского сельского поселения незаконным. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Судом установлено, что администрация Фершампенуазского сельского поселения не выполняет возложенные на нее Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года с последующими изменениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года (в ред. от 07 февраля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по осуществлению дорожной деятельности. Поскольку в материалах дела данных о том, что в настоящее время нарушения устранены, нет, а также то, что для изготовления знаков и их установки требуется время и денежные средства, суд считает, что срок, в который прокурор просит устранить выявленные нарушения, является разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Нагайбакского района Челябинской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Фершампенуазского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения - не соответствия требованиям ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289-2004 искусственной неровности для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств на проезжей части ул. Труда, вблизи дома №45/1 в с. Фершампенуаз. Обязать администрацию Фершампенуазского сельского поселения устроить искусственную неровность для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств на проезжей части ул. Труда, вблизи дома №45/1 в с. Фершампенуаз, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: установить дорожные знаки 1.17 (искусственная неровность), 3.24 (ограничение максимальной скорости), табличка 8.2.1 (зона действия), а также нанести дорожную разметку 1.25, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии со ст. 258 ч. 3 ГПК РФ администрации Фершампенуазского сельского поселения сообщить в суд об исполнении решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд. Председательствующий: