О возложении обязанности по проведению инвентаризации балка.



№ 2-190/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011 года в г.Надыме Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Антоновой В.А.. при секретаре Можейко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *С.В.Н.* к **Б** об обязании произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском, о возложении обязанности произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдачи технического паспорта. В обоснование исковых требований истцом указаны следующие обстоятельства. Он проживает в балке по адресу: <адрес>.Указанное жилое помещение он занимает на основании ордера *№ обезличен* от *дата*, в настоящее время балок является ветхим жилым строением, в связи с этим истцом готовятся документы для признания его аварийным жилым помещением, непригодным для проживания и подлежащим сносу, для дальнейшего получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в г.Н. При этом Постановлением **А.Я** от *дата* *№ обезличен* утверждено Положение о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата*, предусмотрено, что размер жилищной субсидии на приобретение жилья рассчитывается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, отнесенного к ветхому и аварийному жилищному фонду. Он обратился к ответчику с просьбой об изготовлении технического паспорта на занимаемое жилое помещения, но получил отказ с мотивировкой, что балок не является недвижимым имуществом и техническая инвентаризация таких жилых помещений не проводится. Между тем, отсутствие технического паспорта на жилое помещение препятствует ему в оформлении пакета документов на получение жилищной субсидии, и, следовательно, нарушает его права. Просил обязать ответчика провести техническую инвентаризацию занимаемого им жилого балка и выдать ему технический паспорт на балок.

Определением суда от *дата* в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены **А.Н**, **Р**

Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом причину не явки не сообщил.

Третье лицо **А.Н** просили о рассмотрении дела в их отсутствие не возражают против удовлетворения требований.

Третье лицо **Р** считают себя не надлежащими ответчиками, так как данный балок не учитывается в Реестре федеральной собственности, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец действительно длительное время с *дата* проживает в жилом балке <адрес>. Балок был предоставлен истцу на основании ордера от *дата*, выданного на основании распоряжения главы **А.С.Н** *№ обезличен* от *дата*

В силу ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения (изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормами, иным требованиям законодательства).

В статье 16 ЖК РФ перечислены виды жилых помещений, в данном перечне не такой вид жилых помещений, как «балок», отсутствует.

Понятие недвижимого имущества закреплено в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому недвижимостью являются - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В то же время, в силу ст.40 ЖК РСФСР, действующего на момент предоставления истцу жилого помещения, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиями.

В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В связи с изложенным, на момент вселения предоставленный истцу балок должен был соответствовать нормам жилищного законодательства и иметь статус жилого помещения.

При этом наймодатель, то есть организация, предоставляющая жилое помещение, должен был провести все необходимые мероприятия по государственному учету распределяемого им жилищного фонда в соответствии с Постановлением СМ СССР от 10.02.1985г. № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда».

В силу ст.4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд.

В силу п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв.постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности наряду с прочими иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Как установлено, судом, истец проживает в спорном балке с *дата*, то есть более двадцати лет, законность его проживания никем не оспаривается, истец и члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства в спорном балке, также установлено отсутствие технической возможности для перемещения спорного балка без несоразмерного урона их назначению. В связи с этим, по мнению суда, спорный балок, по сути своей, является иным жилым помещением в других строениях, пригодные для проживания на момент вселения, применительно к п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ государственный учет жилищного фонда включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (**Б**).

Таким образом, указанное Положение отсылает к Положению об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв.постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921, которым непосредственно и руководствуются **Б** при проведении технической инвентаризации жилищного фонда.

Поскольку Положением об организации государственного технического учета регламентирована техническая инвентаризация лишь объектов капитального строительства, техническая инвентаризация жилых помещений в других строениях, не подпадающих под понятие «объекта капитального строительства», нормативными правовыми актами не предусмотрена.

В силу п.6, 7, 10 указанного Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Между тем, в силу п.2 ст.19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Отсутствие в жилищном законодательстве такого вида жилого помещения как «балок» и не проведение наймодателем в момент предоставления жилья истцу мероприятий по первичной технической инвентаризации и техническому учету этих жилых помещений, не должно влечь нарушение жилищных прав граждан, закрепленных ст.40 Конституции РФ.

Как установлено в судебном заседании, отсутствие технической документации на занимаемые жилые помещения препятствует возможности истца участвовать в окружной целевой программе «Жилище» на *дата*, в рамках Положения о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, утв.постановлением **А.Я** от *дата* *№ обезличен*.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 11.09.2009г. № Д23-3379 «О лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о технической инвентаризации и государственном техническом учете объектов капитального строительства», техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, каковым, в данном случае, является истец.

В статье 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства, в соответствии с которыми жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих их отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, и др.

В силу ст.7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

Ст.12 ГК РФ защита права возможна путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования *С.В.Н.* к **Б** об обязании произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта удовлетворить.

Обязать **Б** провести техническую инвентаризацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с выдачей технического паспорта.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с подачей жалобы через Надымский суд.

Председательствующий судья: