Об обязании произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта.



№ 2-2242/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.11.2010г. г.Надым

Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Виллемсон Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца *Ф.В.А.*, гражданское дело по иску *Б.Н.В.*, *Ф.В.А.* и *Г.Н.Н.* к **Т.И** об обязании произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исками, определением суда иски объединены в одно производство. В обоснование исковых требований истцами указаны следующие обстоятельства. Они проживают в жилых помещениях п.С.Н – *Б.Н.В.* (<адрес>); *Ф.В.А.* (<адрес>) и *Г.Н.Н.* (<адрес>). Указанные жилые помещения они занимают на основании ордеров, в настоящее время балки являются ветхими жилыми строениями, в связи с этим ими готовятся документы для признания их аварийными жилыми помещениями, непригодными для проживания и подлежащими сносу, для дальнейшего получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в г.Н. При этом Постановлением **А.Я** от *дата* *№ обезличен* утверждено Положение о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата*, предусмотрено, что размер жилищной субсидии на приобретение жилья рассчитывается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, отнесенного к ветхому и аварийному жилищному фонду. Они обратились к ответчику с просьбой об изготовлении технического паспорта на занимаемые жилые помещения, но получили отказ с мотивировкой, что балки не являются недвижимым имуществом и техническая инвентаризация этих жилых помещений не проводится. Между тем, отсутствие технических паспортов на жилые помещения препятствуют им в оформлении пакета документов на получение жилищной субсидии, и, следовательно, нарушает их права. Просили обязать ответчика провести техническую инвентаризацию занимаемых ими жилых балков и выдать им технический паспорт на балки.

В судебное заседание истцы *Б.Н.В.* и *Г.Н.Н.* не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании на иске настаивали.

Так истец *Б.Н.В.* пояснял, что вселился в балок на основании ордера **С** в *дата*, состоит в органе местного самоуправления на переселение из п.С.Н в Н около 7 лет. Балок расположен на полозьях вместо фундамента, имеет центральное отопление, холодную воду, канализацию на септик, электричество – то есть все коммуникации. До *дата* плату за жилищно-коммунальные услуги оплачивал в ООО «**Н**», с *дата*. – в ООО «**Г**». Переместить куда-либо его балок невозможно, поскольку будут нарушены все коммуникации, кроме того, балок настолько ветхий, что просто будет разрушен этим перемещением. Также в указанном балке он имеет регистрацию по месту жительства, другого жилья не имеет, стоит в очередности в органе местного самоуправления на переселение из районов Крайнего Севера, но спустя четыре года его очередь отодвинулась. Инвентаризация балка необходима для составления техпаспорта, где будет указана площадь его жилого помещения, что позволит ему собрать необходимый пакет документов для получения жилищного сертификата. Просил иск удовлетворить.

Истец *Г.Н.Н.* пояснял, что он приехал в Н в *дата*. по вызову **С**, общежития были переполнены, поэтому в *дата* он построил свой балок, потом на них начали выдавать ордера, позже назвали поселок – С, живет в балке с *дата*., одна сторона балка расположена на санях (полозьях), другая – на сваях, перенести его не возможно, так как он разрушится. Балок находился на балансе **С**, и ордер ему выдавал **С**. В очереди на переселение он с семьей стоит уже пятнадцать лет. Инвентаризация балка необходима для составления техпаспорта, где будет указана площадь его жилого помещения, что позволит его семье собрать необходимый пакет документов для получения жилищного сертификата. Просил иск удовлетворить.

Истец *Ф.В.А.*, явившись в судебное заседание, пояснил, что он проживает в балке на основании ордера от *дата*., балок был предоставлен ему **С**. Балок расположен на полозьях, но переместить его куда-либо невозможно, поскольку будут нарушены все коммуникации, после чего проживать в нем будет невозможно, балок имеет центральное отопление, холодную воду, канализацию на септик, электричество – то есть все коммуникации. До *дата* плату за жилищно-коммунальные услуги оплачивал в ООО «**Н**», с *дата* – в ООО «**Г**». Также в указанном балке он и его семья имеют регистрацию по месту жительства, другого жилья не имеют, в органе местного самоуправления на переселение не стоят. Инвентаризация балка необходима для составления техпаспорта, где будет указана площадь его жилого помещения, что позволит ему собрать необходимый пакет документов для получения жилищного сертификата. Просил иск удовлетворить.

Ответчик – **Т.И** в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском не согласен.

В деле имеются письма ответчика на запросы истцов о проведении технической инвентаризации, которыми в проведении технической инвентаризации балков отказано, поскольку они не являются объектом капитального строительства (недвижимым имуществом) и не подлежат государственному техническому учету.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц **Р.И**, **А.НР** и **А.Н**, в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, направили в суд сведения об отсутствии спорных балков в реестрах федерального имущества, муниципальной собственности **А.НР** и **А.Н**.

Распоряжением **Р.И** от *дата*, <адрес> и <адрес> переданы в собственность **А.Н**, <адрес> в реестре федерального имущества не зарегистрированы.

Заслушав истца *Ф.В.А.*, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцы действительно длительное время (более пятнадцати лет) проживают в жилых балках <адрес>. Балки были предоставлены истцам на основании ведомственных ордеров трестом **С**, истцы имеют регистрацию по месту жительства в этих балках и оплачивают оказываемые им жилищно-коммунальные услуги.

Согласно представленным суду сведениями, спорные балки - <адрес> переданы в собственность ФИО34, однако орган местного самоуправления не представил выписку из реестра о наличии указанных объектов в муниципальной собственности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорные жилые балки, занимаемые истцами, фактически являются бесхозяйными в связи с отсутствием у них собственника.

В силу ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения (изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормами, иным требованиям законодательства).

В статье 16 ЖК РФ перечислены виды жилых помещений, в данном перечне не такой вид жилых помещений, как «балок», отсутствует.

Понятие недвижимого имущества закреплено в ст.1 федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому недвижимостью являются - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В то же время, в силу ст.40 ЖК РСФСР, действующего на момент предоставления истцам жилых помещений, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиями.

В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В связи с изложенным, на момент вселения предоставленные истцам балки должны были соответствовать нормам жилищного законодательства и иметь статус жилого помещения.

При этом наймодатель, то есть организация, предоставляющая жилое помещение, должен был провести все необходимые мероприятия по государственному учету распределяемого им жилищного фонда в соответствии с Постановлением СМ СССР от 10.02.1985г. № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда».

В силу ст.4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд.

В силу п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв.постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности наряду с прочими иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Как установлено, судом, истцы проживают в спорных балках более пятнадцати лет, законность их проживания никем не оспаривается, истцы и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства в спорных балках, также установлено отсутствие технической возможности для перемещения спорных балков без несоразмерного урона их назначению. В связи с этим, по мнению суда, спорные балки, по сути своей, являются иными жилыми помещениями в других строениях, пригодные для проживания на момент вселения, применительно к п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ государственный учет жилищного фонда включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (**Т.И**).

Таким образом, указанное Положение отсылает к Положению об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв.постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921, которым непосредственно и руководствуются **Т.И** при проведении технической инвентаризации жилищного фонда.

Поскольку Положением об организации государственного технического учета регламентирована техническая инвентаризация лишь объектов капитального строительства, техническая инвентаризация жилых помещений в других строениях, не подпадающих под понятие «объекта капитального строительства», нормативными правовыми актами не предусмотрена.

В силу п.6, 7, 10 указанного Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Между тем, в силу п.2 ст.19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Отсутствие в жилищном законодательстве такого вида жилого помещения как «балок» и непроведение наймодателем в момент предоставления жилья истцам мероприятий по первичной технической инвентаризации и техническому учету этих жилых помещений, не должно влечь нарушение жилищных прав граждан, закрепленных ст.40 Конституции РФ.

Как установлено в судебном заседании, отсутствие технической документации на занимаемые жилые помещения препятствует возможности истцов участвовать в окружной целевой программе «Жилище» на *дата*, в рамках Положения о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, утв.постановлением **А.Я** от *дата* *№ обезличен*.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 11.09.2009г. № Д23-3379 «О лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о технической инвентаризации и государственном техническом учете объектов капитального строительства», техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, каковым, в данном случае, являются истцы.

В статье 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства, в соответствии с которыми жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих их отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, и др.

В силу ст.7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

Ст.12 ГК РФ защита права возможна путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования *Б.Н.В.*, *Ф.В.А.* и *Г.Н.Н.* к **Т.И** об обязании произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта, удовлетворить.

Обязать **Т.И** провести техническую инвентаризацию следующих жилых помещений, расположенных <адрес> (*Б.Н.В.*); <адрес> (*Ф.В.А.*); <адрес> (*Г.Н.Н.*).

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский суд.

Председательствующий судья: подпись

Решение принято судом в окончательной форме 03.12.2010г.

Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.

Секретарь суда__________________