О возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты.



ДЕЛО№2-2583/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28.12.2010 года Надымский городской суд ЯНАО в составе председательствующего судьи Антоновой В.А., с участием прокурора Лобащук Е.М., при секретаре Кузнецовой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к **А.НР** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Надымский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к **А.НР** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, по результатам которой установлено, что **А.НР** не исполняет закон в части создания или выделения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, предусмотренной ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В судебном заседании помощник прокурора Лобащук Е.М. доводы своего искового заявления поддержал, в обосновании указал, доводы изложенные в исковом заявлении, а также пояснил, что согласно численности работников **А.НР**, установлена квота по созданию или выделению 3 рабочих мест для инвалидов, но данные требования закона ответчиком не исполняются. Просит исковые требования удовлетворить, считает **А.НР** надлежащим ответчиком.

Представитель **А.НР** **Ц.О.В.*(действующая на основании доверенности) исковые требования не признала, в обосновании указала, доводы изложенные в возражениях и пояснила, что считают себя не надлежащим ответчиком, так как на работу принимает Глава **А.НР**. Кроме этого к муниципальных служащим установлены особые требования, которые не могут применяться к инвалидам, в связи с имеющимися у них заболеваниями. Считает, что законодательство о муниципальной службе имеет свою специфику, связанную в том числе, с порядком поступления на муниципальную службу. Также создание дополнительных рабочих мест для инвалидов не представляется возможным, в связи с тем, что предельная штатная численность органов местного самоуправления **А.НР** ежегодно доводится **ДМ.Я** и финансирование администрации района осуществляется в соответствии с утвержденной районной думой местным бюджетом и выделенными средствами расходов на управление. Финансирование создания рабочих мест для инвалидов в **А.НР** на *дата* не предусмотрено.Просит в исковых требованиях прокурору отказать.

Представитель **Ц**, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с п.3 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Из искового заявления следует, что в обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст.ст.20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (ч.1 ст.21 Федерального закона).

Так, в статье 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» закреплено, что квота устанавливается организациям, численность ра­ботников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднеспи­сочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 7 Закона № 54-ЗАО работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет об­ратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю (принимаю­щей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организа­ции организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инва­лидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест (пункт 1 статьи 8 Закона № 54-ЗАО).

Между тем проверка показала, что вопреки указанным требованиям закона ответчи­ком не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере ус­тановленной законом квоты, а также в случае невозможности создания и выделения квотируемых рабочих мест, не заключены с иными работодателями соглашения об организации таких рабочих мест.

Неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гаранти­рованной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы.

Из штатного расписания предприятия, а также сведений, подаваемых **А.НР** в **Ц** следует, что исходя из среднесписочной численности работников, на день рассмотрения дела, установленная квота для трудоустройства инвалидов составляет 3 человека, так как численность в третьем квартале *дата* составляла 187 человек, но до настоящего времени не создано ни одного места для инвалида.

Доказательства, подтверждающие выполнение квоты либо установление квоты в меньшем размере, в **Ц** ответчиком не представлялись, тогда как в силу закона обязанность по квотированию возлагается на работодателя независимо от наличия или отсутствия на предприятии вакантных мест. Направление деятельности предприятии также не освобождает работодателя от выполнения тех действий, которые определяют содержание квотирования. Выводы о бездействии ответчика по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле, штатным расписанием **А.НР** и сведениями предоставляемыми **Ц**.

Суд считает, что независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодатель в силу закона обязан создавать или выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (выполнять установленную ему квоту).

Квота приема на работу инвалидов считается выполненной, когда на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, с ними оформлены трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно п.10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей). Отсутствие в службе занятости информации о выполнении квоты, то есть о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, **А.НР** не выполнены требования ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», это нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, суд считает, что требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты подлежит удовлетворению, а доводы представителя **А.НР** о том, что инвалиды не могут работать муниципальными служащими, суд считает несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Надымского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к **А.НР** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов удовлетворить.

Обязать **А.НР** создать или выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов в срок до *дата*.

Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения 30 декабря 2010 года с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий:подпись

Копия верна:

Судья: Антонова В.А.

Секретарь суда_______________