ДЕЛО№2-2622/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*дата* Надымский городской суд ЯНАО в составе председательствующего судьи Антоновой В.А., с участием прокурора Лобащук Е.М., при секретаре Кузнецовой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «*Н*» о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Надымский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «*Н*» о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, по результатам которой установлено, ООО *Н* не исполняет закон в части создания или выделения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, предусмотренной ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В судебном заседании помощник прокурора Лобащук Е.М. доводы своего искового заявления поддержал, в обосновании указал, доводы изложенные в исковом заявлении, а также пояснил, что согласно численности ООО «*Н*»,предприятию установлена квота по созданию или выделению 3 рабочих мест для инвалидов, а фактически создано только одно рабочее место. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ООО «*Н*» **Е.Е.И.** фактически исковые требования признала, но пояснила, что численность в настоящее время на предприятии 170 человек. В счет созданной квоты на предприятии трудится один инвалид *А.У.Г.*. Но помимо созданного и занятого рабочего места для инвалида, на предприятии трудится еще два инвалида *Д.А.М.* и *Л.Д.Л.* считает, что создание в организации трех рабочих мест для инвалидов и их трудоустройство не нарушают права инвалидов на получение гарантированной государством поддержке в сфере трудоустройства инвалидов, также не согласна, с необоснованным взысканием государственной пошлины.
Представитель **Ц**, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п.3 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из искового заявления следует, что в обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст.ст.20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (ч.1 ст.21 Федерального закона).
Так, в статье 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» закреплено, что квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 7 Закона № 54-ЗАО работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест (пункт 1 статьи 8 Закона № 54-ЗАО).
Между тем проверка показала, что вопреки указанным требованиям закона ответчиком не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты.
Неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гарантированной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы.
Из штатного расписания предприятия, а также сведений, подаваемых ООО «*Н*» в **Ц** следует, что исходя из среднесписочной численности работников, на день рассмотрения дела установленная квота для трудоустройства инвалидов составляет 3 человека, так как численность в третьем квартале *дата* составляла 196 человек, но создано только одно рабочее место.
Доказательства, подтверждающие выполнение квоты либо установление квоты в меньшем размере, в **Ц** ответчиком не представлялись, тогда как в силу закона обязанность по квотированию возлагается на работодателя независимо от наличия или отсутствия на предприятии вакантных мест. Направление деятельности предприятии также не освобождает работодателя от выполнения тех действий, которые определяют содержание квотирования. Выводы о бездействии ответчика по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле, штатным расписанием ООО «*Н*» и сведениями передаваемыми в **Ц**.
Суд считает, что независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодатель в силу закона обязан создавать или выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (выполнять установленную ему квоту). Квота приема на работу инвалидов считается выполненной, когда на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, с ними оформлены трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно п.10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей). Отсутствие в службе занятости информации о выполнении квоты, то есть о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, ООО «*Н*» не выполнены требования ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», это нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, суд считает, что требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты подлежит удовлетворению.
Кроме этого принимая во внимание, что прокурор от уплаты государственной пошлины при подачи иска в силу ст.103 ГПК РФ необходимо взыскать государственную пошлину в размере *цифрами* рублей в бюджет **А.НР**.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Надымского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «*Н*» о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «*Н*» создать или выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов в срок до *дата*.
Взыскать с ООО «*Н*» государственную пошлину в бюджет **А.НР** в размере *цифрами* рублей.
Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения 30 декабря 2010 года с подачей жалобы через Надымский городской суд.
Председательствующий: