Дело № 2-62/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым 13 января 2011 г.
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Стрельцова Е.С.,
с участием помощника прокурора Лобащука Е.М.,
представителя ответчика **Б.С.Л.**,
при секретаре судебного заседания Матусевич В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга к **Н** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом,
у с т а н о в и л:
Надымский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к **Н** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, по результатам которой установлено, что ответчик не исполняет закон в части создания или выделения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, предусмотренной ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В судебном заседании помощник прокурора Лобащук Е.М. искровые требования поддержал в полном объеме.
Представитель **Н** **Б.С.Л.**, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, при этом пояснил, что **Ц** был издан приказ *№ обезличен* от *дата*, которым установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для организаций, расположенных на территории ЯНАО со среднесписочной численностью: от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места. ООО «**Н**» по состоянию на 3-й квартал *дата* имеет среднесписочную численность - 792 человека. В *дата* в счет установленной квоты было выделено 2 специальных рабочих места. Кроме того, **Ц** направляют инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной квоте. Просит в иске отказать.
Представитель **Ц**, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает полностью.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст.ст. 20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.
Согласно ч. 1 ст. 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.
Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. В пределах установленной квоты для каждого работодателя устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 года №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.
Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление её размера в сторону уменьшения до целого значения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Закона №54-ЗАО работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест (пункт 1 статьи 8 Закона № 54-ЗАО).
Между тем проверка показала, что вопреки указанным требованиям закона ответчиком не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты.
Неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гарантированной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы.
Суд считает, что независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодатель в силу закона обязан создавать или выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (выполнять установленную ему квоту).
Квота приема на работу инвалидов считается выполненной, когда на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, с ними оформлены трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 №458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей). Отсутствие в службе занятости информации о выполнении квоты, то есть о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.
Судом установлено, что ответчиком не выполнены требования ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», это нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, в связи с чем суд считает, что требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Иных доказательств, помимо исследованных судом, сторонами не представлено.
Кроме того, с ответчика следует взыскать государственную пошлину, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, в сумме *цифрами* рублей, подлежащую уплате в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Надымского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к **Н** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов удовлетворить.
Обязать **Н**создать или выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов.
Взыскать с **Н**государственную пошлину в размере *цифрами* рублей, подлежащую уплате в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано через Надымский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме 17 января 2011 г.
Председательствующий: Е.С. Стрельцов