О возложении обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройтсва инвалидов в размере квоты, установленной законом.



Дело № 2-63/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Надым 13 января 2011 г.

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Стрельцова Е.С.,

с участием помощника прокурора Лобащука Е.М.,

представителя ответчика **М.Ф.А.**,

при секретаре судебного заседания Матусевич В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга к **У** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом,

у с т а н о в и л:

Надымский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к **У** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, по результатам которой установлено, что ответчик не исполняет закон в части создания или выделения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, предусмотренной ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В судебном заседании помощник прокурора Лобащук Е.М. искровые требования поддержал в полном объеме.

Представитель **У** **М.Ф.А.**, действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме.

Представитель **Ц**, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает полностью.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст.ст. 20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Согласно ч. 1 ст. 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 года №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность ра­ботников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднеспи­сочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление её размера в сторону уменьшения до целого значения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Закона №54-ЗАО работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет об­ратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю (принимаю­щей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организа­ции организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инва­лидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест (пункт 1 статьи 8 Закона № 54-ЗАО).

Между тем проверка показала, что вопреки указанным требованиям закона ответчи­ком не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере ус­тановленной законом квоты. Неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гаранти­рованной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы.

Суд считает, что независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодатель в силу закона обязан создавать или выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (выполнять установленную ему квоту). Квота приема на работу инвалидов считается выполненной, когда на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, с ними оформлены трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 №458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей). Отсутствие в службе занятости информации о выполнении квоты, то есть о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.

Судом установлено, что ответчиком не выполнены требования ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», это нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, в связи с чем суд считает, что требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Иных доказательств, помимо исследованных судом, сторонами не представлено.

Кроме того, с ответчика следует взыскать государственную пошлину, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, в сумме *цифрами* рублей, подлежащую уплате в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Надымского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к **У** о возложении обязанности по созданию или выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов - удовлетворить.

Обязать **У** создать или выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приема на работу инвалидов.

Взыскать с **У**государственную пошлину в размере *цифрами* рублей, подлежащую уплате в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано через Надымский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме 17 января 2011 г.

Председательствующий: Е.С. Стрельцов