Дело 2-56/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым 17 января 2011 года
Судья Надымского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Миниханова Е.В., с участием помощника прокурора Надымской городской прокуратуры Лобащука Е.М., при секретаре Сидориной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к *А* о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом,
УСТАНОВИЛ:
Надымский городской прокурор обратился с иском к *А* о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом, мотивировав тем, что Надымской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения работодателями законодательства о занятости населения и защиты от безработицы, по результатом которой установлено, что в нарушение действующего законодательства, а именно Закона РФ «О занятости населения», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», ответчиком не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты. Неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гарантированной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы.
В судебном заседании помощник прокурора Лобащук Е.М. на иске настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика *Г.А.В.* в судебном заседании иск не признала, пояснив, что предприятием в счет исполнения ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в счет квоты были созданы рабочие места в целях трудоустройства инвалидов. Действующее законодательство не запрещает работодателю проводить мероприятия по подбору кадров самостоятельно, а также трудоустраивать инвалидов без содействия органов центра занятости. Таким образом, организация может зачесть в счет квоты трудоустройство инвалидов не только по направлению из центра занятости, но и принимать на работу инвалидов, трудоустраивающихся самостоятельно. Статья 5 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» гласит, что размер квоты устанавливается равный 2% от среднесписочной численности работников, а также о том, что расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется работодателем самостоятельно и при определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Среднесписочная численность работников на *дата* составляет 283 человека. По данным предприятия в счет исполнения квоты необходимо было создать 5 рабочих мест. Предприятие вправе трудоустроить работников, работающих на предприятии и получивших инвалидность в силу различных обстоятельств. На сегодняшний день в счет квоты в *А* трудоустроено 4 человека, имеющих инвалидность, а также имеется вакантная должность <данные изъяты>, созданная в счет квоты, сведения о которой подаются в **Ц** регулярно. Просила в иске отказать, поскольку действующее законодательство предприятием исполняется.
Представитель третьего лица **Ц** в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддержал.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно – правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 21 указанного Закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, в ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации, *А* сообщало, что среднесписочная численность работников организации *А* на *дата* составляла 303 человека, из них инвалидов – 4 человека, предоставлена информация о квотировании рабочих мест для инвалидов в **Ц**, выделено 1 рабочее место для трудоустройства инвалидов (вакансия <данные изъяты>).
То есть, на момент проверки ответчик отчитывался за одно рабочее место для трудоустройства инвалидов (вакансия архивариуса).
Также *А* сообщало в **А.НР** о наличии одной вакансии <данные изъяты>, а также о том, что предприятие готово оказать содействие трудоустройству инвалидов.
В судебном заседании, представитель ответчика заявила, что в счет квоты в *А* трудоустроено 4 человека, имеющих инвалидность (люди, которые в процессе работы получили инвалидность, работая в предприятии, и были переведены в предприятии в счет квоты рабочих мест для инвалидов). В подтверждение чего представителем ответчика представлены приказы о переводе работников и справки МСЭ. Также в предприятии имеется вакантная должность <данные изъяты>, созданная в счет квоты, сведения о которой подаются в **Ц** регулярно.
Однако, приказы о переводе работников и справки МСЭ суд не принимает как доказательства, в подтверждение того факта, что ответчиком были созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты, а расценивает, как перевод работников, нуждающихся в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, не противопоказанной им по состоянию здоровья. Перевод работника на другую имеющуюся работу является обязанностью работодателя, в соответствии со ст. 72 ТК РФ. При этом, суд исходит из дат установления инвалидности, указанных в справках МСЭ и дат издания приказов о переводе.
В подтверждение чего, сама представитель ответчика пояснила в судебном заседании, что людей, которые в процессе работы получили инвалидность, работая в предприятии (4 человека), уволить не могли, в настоящее время люди работают в счет квоты.
В статье 5 Закона ЯНАО от 27.06.2008 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» закреплено, что квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2% от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения.
Среднесписочная численность работников *А* на *дата* составляет 283 человека. По данным предприятия в счет исполнения квоты необходимо было создать 5 рабочих мест.
Доводы представителя ответчика о том, что организация может зачесть в счет квоты трудоустройство инвалидов не только по направлению из центра занятости, но и принимать на работу инвалидов, трудоустраивающихся самостоятельно, суд считает несостоятельными, поскольку в подтверждение приема на работу инвалидов, трудоустраивающихся самостоятельно, и принятых работодателем в счет квоты, представителем ответчика доказательств не представлено.
Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, согласно ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО».
В случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест, работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест, в силу п. 1 ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО».
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком *А* не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты.
Судом принимаются доводы прокурора о том, что неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гарантированной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы.
На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.
Также с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой освобожден прокурор при подаче иска.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок до *дата*, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать *А* создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом.
Взыскать с *А* государственную пошлину в доход бюджета **А.НР** в размере *цмфрами* (*прописью*) рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с подачей жалобы через Надымский суд со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: судья Е.В. Миниханова
Мотивированное решение составлено 21 января 2011 года