о признании решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, незаконным и обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения.



№ 2-372/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.02.2011г. г.Надым

Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Малышевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Чипурновой Т.С., истицы *Т.Г.С.*, представителя истицы Кочетовой К.С., гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах *Т.Г.С.* к **А.Нр**, **ЖП.Я** и **П.Я** о признании решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, от *дата*, незаконным и обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения (выдать государственный жилищный сертификат) без условия об отчуждении занимаемого ею жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в интересах *Т.Г.С.* обратился в суд к **А.Нр** и **ЖП.Я** о предоставлении жилищной субсидии (выдаче государственного жилищного сертификата) на приобретение жилья. В обоснование иска указал следующие обстоятельства. Решением окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО от *дата* в отношении истицы принято решение о предоставлении ей социальной выплаты (жилищной субсидии) при условии предоставления ею обязательств о передаче занимаемой жилой площади. Полагал такое условие незаконным. Истица с *дата* состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В *дата* истица признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В силу ст.6 федерального закона РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей», требование о предоставлении обязательства о передаче занимаемой жилой площади предъявляется к гражданам, занимающим жилые помещения на условиях социального найма либо имеющим жилые помещения в собственности. У истицы нет жилых помещений в собственности, также как и на условиях социального найма. Занимаемая ею квартира принадлежит на праве собственности ее сыну, в связи с этим передать занимаемую квартиру в собственность органа местного самоуправления либо иным образом распорядиться указанным имуществом истица не может, поскольку не имеет права на нее. Законодательство не устанавливает механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности членам семьи, не желающим выехать с ним за пределы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просил обязать **ЖП.Я** предоставить истице жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Чипурнова Т.Н. на удовлетворении иска настаивала, приведя в обоснование изложенные выше обстоятельства. Также пояснила, что на момент подачи заявления в *дата*, которое оформлено в произвольной форме, истица проживала в той же квартире – <адрес>, на условиях договора социального найма вместе с сыном и мужем. Позднее, в *дата*, указанная квартира была приватизирована на сына истицы, истица и ее муж отказались от участия в приватизации квартиры в пользу сына. При подаче заявления о постановке на учет в качестве лица, желающего выехать из районов Крайнего Севера истицу не предупреждали о том, что в случае приобретения жилья в собственность его необходимо будет сдать в обмен на предоставляемую субсидию. Когда же в *дата* и *дата* истица подтверждала свое желание выехать за пределы районов Крайнего Севера с получением жилищной субсидии, никакого имущества в собственности у нее не было. Сын истицы состоит в браке, у него своя семья, он не намерен выезжать вместе с матерью за пределы ЯНАО. Просила иск удовлетворить.

Истица в судебном заседании пояснила, что она в *дата* подала заявление о постановке ее на учет в качестве выезжающего за пределы ЯНАО. Заявление писала в простой письменной форме, произвольного содержания, о последствиях ее не предупреждали, также никто не говорил ей о том, что она должна будет сдать занимаемую квартиру. В *дата* они приватизировали спорную квартиру на сына, отказавшись с мужем от участия в приватизации квартиры в пользу сына. В настоящее время она с мужем проживает в этой же квартире, принадлежащей сыну, квартира двухкомнатная, она имеет хронические заболевания, при наличии которых сложно проживать совместно. Сын ее женился на женщине с тремя детьми, в настоящее время невестка беременна четвертым ребенком, проживать всем вместе невозможно, сын с семьей ждут их выезда. Квартира принадлежит ее сыну, у него семья, и они не собираются выезжать, каким образом она может забрать квартиру у сына и передать ее для получения субсидии, непонятно, при этом и сыну с его большой семьей нужно где-то жить. Просила иск удовлетворить.

Представитель истицы, адвокат Кочетова К.С., в судебном заседании исковые требования поддержала, приведя в обоснование изложенные выше обстоятельства.

Ответчик **А.Нр** иск не признал, представил отзыв, в котором полагал себя ненадлежащим ответчиком, поскольку решение о предоставлении истице социальной выплаты при условии предоставления обязательства о передаче занимаемой жилой площади принимается органом исполнительной власти субъекта РФ. Роль органа местного самоуправления сводится к формированию учетных дел путем подготовки документов и непосредственной передаче уже готового сертификата гражданам-участникам подпрограммы. Просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик **ЖП.Я** в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Направил в суд отзыв, в котором против иска возражал, указав, что истица была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и п.16. подпунктом «в» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Жилище» на *дата*., утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Спорная квартира была предоставлена по договору социального найма истице на нее, мужа и сына, приватизирована в собственность сына истицы, при этом истица с мужем отказалась от участия в приватизации квартиры, при этом она с мужем вселены и проживают в спорной квартире как члены семьи собственника. В связи с этим истица обязана передать спорную квартиру в обмен на государственный жилищный сертификат, не выполнившему такое требование гражданину-участнику подпрограммы, сертификат не выдается. Полагал решение окружной комиссии правомерным, просил в иске *Т.Г.С.* отказать.

Ответчик **П.Я** в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв о несогласии с иском, указал, что **ЖП.Я** является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере жилищной политики. Соответственно, и полномочия в сфере постановки граждан на учет и выдаче им государственных жилищных сертификатов возложена на **ЖП.Я**. Просил в иске к **П.Я** отказать, как к ненадлежащему ответчику.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, *дата* истицей был подано заявление о постановке ее на очередь на переселение на Землю, состав семьи два человека – истица и муж. Заявление оформлено в произвольной форме.

Позднее истицей было подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за пределами ЯНАО.

Решением управления по жилищным программам от *дата* истица признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно справки ЖЭУ, истица зарегистрирована по адресу – <адрес> совместно с мужем и сыном, *дата*рождения. Согласно свидетельству о браке, сын истицы состоит в браке с *дата*.

Согласно материалам дела, истица имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера с *дата*., с *дата* является пенсионером по старости за работу на Крайнем Севере, жилых помещений в собственности не имеет.

Спорная квартира по адресу – <адрес> в *дата* была передана в собственность сыну истицы – *Ш.В.В.*, в порядке приватизации.

Согласно списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в *дата* категория – пенсионеры, окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, под номером 8 указана истица, принято решение по истице – предоставить социальную выплату при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на этим цели.

В соответствии со ст.6 того же закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *дата*, формой государственной финансовой поддержки обеспечении граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление м за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

В соответствии с п.16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *дата*, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, в случае, если гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

Действительно, в соответствии с п.17 тех же Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина-участника подпрограммы.

Таким образом, перечисленные лица признаются членами семьи применительно к условиям подпрограммы, то есть учитываются при расчете размера социальной выплаты безусловно, а иные лица – в случае признания их в судебном порядке членами семьи гражданина-участника подпрограммы.

Как следует из разъяснения **МР** от *дата*, указанные выше Правила не устанавливают механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат (жилищных субсидий) гражданам-участникам подпрограммы, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности членам семьи, не желающим выехать с ним за пределы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом согласно указанному разъяснению, если гражданин-участник подпрограммы не имеет в собственности жилья и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности лицу, не включенному в состав семьи гражданина-участника подпрограммы, при соблюдении всех требований подпрограммы сертификат выдается гражданину-участнику подпрограммы на состав семьи без учета этого лица. Жилое помещение в этом случае не передается в государственную или муниципальную собственность, а гражданин-участник подпрограммы должен представить документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. В таком случае представление обязательства о сдаче жилья не требуется.

Приведенные разъяснения **МР** полностью согласуются с логикой закона о предоставлении жилищной субсидии и Правилами реализации жилищных сертификатов.

Принимая во внимание толкование нормативных документов в их взаимосвязи (п.16-17 Правил, ст.6 закона О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера…), суд полагает очевидным, что в данном случае речь идет об обязанности передачи жилого помещения, находящегося в собственности граждан и (или) членов их семьи, которые намерены выехать вместе с гражданином-участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и с учетом которых рассчитывается размер жилищной субсидии.

В противном случае будут грубо нарушены права невыезжающих из районов Крайнего Севера членов семьи гражданина-участника подпрограммы, что противоречит самой идее обеспечения жилищных прав граждан – при обеспечении жильем граждан, выезжающих за пределы районов Крайнего Севера, члены их семьи, которые остаются проживать в районах Крайнего Севера, будут лишены своей собственности в виде принадлежащего им жилого помещения.

Так, исходя из буквального толкования, без учета целей закона, в данном конкретном случае сын истицы, обремененный многодетной семьей, должен сдать органу местного самоуправления находящееся у него в собственности жилое помещение в обмен на предоставление государством его матери, которая выезжает за пределы ЯНАО, денежной выплаты для приобретения жилья только в ее собственность.

Приведенное толкование, по мнению суда, противоречит ст.40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Также суд учитывает, что требования о предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения, принадлежащего истице на праве собственности либо занимаемого по условиям социального найма, стали предъявлять истице лишь с *дата*, когда истице пришлось заполнять заявление, с уже сформированным обязательством. На тот период истица уже не занимала спорную квартиру на условиях социального найма, а проживала в квартире, принадлежащей ее сыну, который участником подпрограммы не являлся и выезжать вместе с матерью за пределы ЯНАО не намерен. При том и закон № 125-ФЗ от 25.10.2002г., статья 6 которого предусматривала в качестве условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданину предоставление им обязательства о расторжении договора социального найма занимаемого жилого помещения либо передача жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, органу местного самоуправления, вступил в силу *дата*, то есть после приватизации спорной квартиры сыном истицы.

В связи с изложенным, суд полагает иск Прокурора в интересах *Т.Г.С.* к **ЖП.Я** и **П.Я** о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья подлежащим удовлетворению. В иске к **А.Нр** и **П.Я** надлежит отказать, как к ненадлежащим ответчикам.

В силу ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина *цифрами* – по пп.3) п.1, при подаче иска неимущественного характера для физических лиц, в случае если бы с иском обращалась истица.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Надымского городского прокурора в интересах *Т.Г.С.* к **А.Нр**, **ЖП.Я** и **П.Я** о признании решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, от *дата*, незаконным и обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения (выдать государственный жилищный сертификат) без условия об отчуждении занимаемого ею жилого помещения, удовлетворить.

Признать решение окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, от *дата*, в части предоставления *Т.Г.С.* социальной выплаты при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения, незаконным.

Обязать **ЖП.Я** предоставить *Т.Г.С.* социальную выплату для приобретения жилого помещения (выдать государственный жилищный сертификат).

В иске к **А.Нр** и **П.Я** Надымскому городскому прокурору в интересах *Т.Г.С.* отказать.

Взыскать с **ЖП.Я** в доход бюджета **А.Нр** государственную пошлину *цифрами* (*прописью*).

Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский суд.

Председательствующий судья: подпись

Решение принято судом в окончательной форме 16.02.2011г.

Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.

Секретарь суда__________________