Дело № 2-637/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым 29 марта 2011 года
Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Миниханова Е.В., с участием помощника природоохранного прокурора Мартыненко А.В., при секретаре Воскресенской К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало – Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО **ГЮ.Я** о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование, возложении обязанности по осуществлению сброса сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением,
УСТАНОВИЛ:
Ямало – Ненецкий природоохранный прокурор обратился в интересах РФ к ООО «**ГЮ.Я** о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*, возложении обязанности в срок до *дата* по обеспечению сброса сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного указанным решением, мотивировав тем, что решением от *дата* **ДПРР** предоставлен в водопользование водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) для сброса сточных вод. Сброс сточных вод в водный объект осуществляется филиалом ООО **ГЮ.Я** одним выпуском от очистных сооружений КОС-800, расположенных на расстоянии 2 км от пос. Я. Координаты оголовка выпуска сточных вод: 64.42.30 с.ш. 72.24.30 в.д. Решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. В том числе установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать (мг/дм3): азот аммонийный – 1,5. Данные показатели определены согласно предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования. Показатели определены согласно установленным нормативам допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами для ООО «**ГЮ.Я**». Вместе с этим, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование требования к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах нарушены, фактическое содержание загрязняющих веществ превышает установленные показатели. По результатам *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): азот аммоний – 5,47. При этом, было отведено 46,82 тыс.м.куб. сточных вод. Данное нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды подтверждается формой отчетности – сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 1-3 квартал *дата*. Сброс в водные объекты в сточных водах загрязняющих веществ в объемах, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, закрепленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, способствует загрязнение вод, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией и государством.
В судебном заседании помощник природоохранного прокурора Мартыненко А.В. уточнил исковые требования в части, указав, что в исковом заявлении допущена опечатка, по результатам *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен, а также в исковом заявлении неверно указан номер решения, решение от *дата* *№ обезличен*. Также просил Общество осуществить в срок до *дата* сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование. В остальном требования поддержал (более уточнять исковые требования не захотел, указав на отсутствие необходимости), приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнив, что свою деятельность предприятия осуществляют в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование и в соответствии с указанными в решении нормативами.
Представитель ответчика ООО «**ГЮ.Я**» **С.Д.Л.** в судебном заседании иск не признал, пояснив, что очистка сточных вод пос. Я и **ГЮ.Я** производятся на канализационно – очистных сооружениях (КОС), эксплуатируемых в **ГЮ.Я**, предназначенных для полной биологической очистки и обеззараживания хозяйственно – бытовых сточных вод и близких к ним по составу производственных сточных вод. Очистные сооружения первой очереди введены в эксплуатацию в *дата*, второй очереди – в *дата*. Последняя реконструкция производилась в *дата*. **ГЮ.Я**, в соответствии со ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», был составлен план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект – пойменное болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с поэтапным достижением НДС и согласован с **ДПРР**. В соответствии с данным планом, в третьем квартале *дата*, после проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, предельная норма загрязняющего вещества (азот аммонийный) должна быть 4 мг/дм3. На основании данного плана производились следующие мероприятия, направленные на снижение загрязняющих веществ в водный объект: замена фильтрующей загрузки фильтров, устройство системы подогрева стоков, герметизация канализационных колодцев с целью уменьшения разбавления стоков талыми, ливневыми водами, ремонт в приемной емкости КНС ФЖК линии взмучивания для предотвращения загнивания сточных вод, ревизия воздухораспределительной системы аэротенков, вторичных отстойников. Согласно разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от *дата*, разрешенный сброс по азоту аммонийному в пределах установленного лимита составляет 4,5 мг/дм3. В сведениях, полученных в результате учета качества сточных вод за 3 квартал *дата*, подаваемых **ГЮ.Я**, фактический сброс загрязняющего вещества (азот аммонийный) составил 5,47 мг/дм3. **ДПРР** показатели качества сточных и (или) дренажных вод должны определяться инструментальными методами по показателям аттестационных средств измерений: качество сбрасываемых сточных вод осуществляется контрольно – измерительной аппаратурой производственной химической лаборатории **ГЮ.Я**. Согласно Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, среди прочего является выявление превышений установленных нормативов допустимых сбросов (с учетом погрешности измерений) по загрязняющим веществам. Форма отчетности, предоставляемая **ГЮ.Я**, не учитывает погрешность измерений, которая составляет по азоту аммонийному, согласно Методики выполнения измерений массовой концентрации ионов аммония в природных и сточных водах фотометрическим методом с реактивом Несслера +(-) 15%. С учетом указанной погрешности измерений, среднее значение концентрации по азоту аммонийному за 3 квартал составляет 4,32 мг/дм3, что меньше допустимой концентрации загрязняющего вещества в пределах лимита сброса. Следовательно, превышения, утвержденных нормативов загрязняющих веществ в водный объект не установлены, а сброс загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется в пределах НДС, установленных в разрешении, выданном **РН**. Выводы о нарушении природоохранного законодательства **ГЮ.Я** осуществлены прокурором самостоятельно на основании запрашиваемых и представленных **ГЮ.Я** документов (форм отчетности), по которым невозможно определить постоянное наличие превышения уровня допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в установленных пределах, согласно решения, поскольку и сами показатели содержания загрязняющих веществ предоставляются в усредненном формате (по обобщенным итогам за квартал), без учета установленной и допустимой погрешности в измерениях. Кроме того, болото без названия, являющееся приемником сточных вод канализационного очистного комплекса **ГЮ.Я**, по данным указанным в решении, имеет индекс загрязнения воды – 2,92, класс качества воды – 3а «загрязненная», то есть болото по своим природным характеристикам уже на момент предоставления филиалу, не относилось и не относится на данный момент времени к «чистым» и не используется для питьевого, хозяйственно – бытового водоснабжения, что и отражено в п. 3.4 Решения о предоставлении водного объекта в пользование. Дополнительно в письме **РН** указывается, что водоемы **ГЮ.Я** не используются для нужд водоснабжения и в рекреационных целях. Просил в иске отказать.
Также в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в связи с большими объемами сточных вод и малым объемом органических загрязнений происходит вымывание активного ила, вследствие чего невозможно до реконструкции КОС достичь соблюдения нормативов допустимых выбросов. Возможно поэтапное проведение работ по реконструкции КОС в летнее время. Приостановки деятельности очистных сооружений не требуется. На основании Плана ежеквартально производятся работы, направленные на снижение загрязняющих веществ в водный объект, с 20 мг/дм3 уменьшился до 5,47 мг/дм3, должен составлять 1,5 мг/дм3. А также согласился со сроками, указанными прокурором в судебном заседании – до *дата*, по выполнению работ по реконструкции КОС, в соответствии с Планом снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект – пойменное болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с поэтапным достижением НДС и согласованным с **ДПРР**.
Заслушав представителя ответчика, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой настоящего Кодекса.
Статьей 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В силу ст. ст. 21, 22 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений уполномоченных органов, содержание предусмотренные сведения. При этом решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод, объемы допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, согласно ст. 39 Водного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов, согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения, установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, **ГЮ.Я**.
В соответствии с основными целями Обществом могут осуществляться следующие виды деятельности: сбор, очистка и распределение воды; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (п. 3.2 Устава).
Решением **ДПРР** от *дата* *№ обезличен* ООО «**ГЮ.Я**» предоставлен водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) в пользование. Цель использования водного объекта – сброс сточных вод. Сброс очищенных сточных вод осуществляется в болото без названия, расположенное в пойме реки <данные изъяты> одним выпуском от КОС-800, расположенных на расстоянии 2 км от пос. Я (п. 7 разрешения). Срок водопользования установлен с *дата*.
Решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. Установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать (мг/дм3): азот аммонийный – 1,5. Данные показатели определены согласно предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования. Показатели определены согласно установленным нормативам допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами для ООО «**ГЮ.Я**».
По результатам *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): азот аммонийный – 5,47. При этом, было отведено 46,82 тыс.м.куб. сточных вод. Установленный лимит 4,5, что подтверждается формой отчетности – сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 3 квартал *дата*.
Согласно разрешению *№ обезличен* на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданным **РН**, ООО «**ГЮ.Я**» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект от объектов **ГЮ.Я** в период с *дата*.
В приложении к указанному разрешению – перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пойменное болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) по выпуску № 1 – от объектов **ГЮ.Я** – указана допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в пределах лимита сброса – азот аммонийный 4,5 мг/дм3.
Таким образом, действия ответчика по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование, являются незаконными.
Доводы представителя ответчика о том, что сами показатели содержания загрязняющих веществ предоставляются в усредненном формате (по обобщенным итогам за квартал), без учета установленной и допустимой погрешности в измерениях, суд не может принять во внимание, поскольку свою деятельность предприятия осуществляют в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование и в соответствии с указанными в решении нормативами.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в связи с большими объемами сточных вод и малым объемом органических загрязнений происходит вымывание активного ила, вследствие чего невозможно до реконструкции КОС достичь соблюдения нормативов допустимых выбросов. Возможно поэтапное проведение работ по реконструкции КОС в летнее время.
Судом учитывается, что на основании Плана ежеквартально ответчиком производятся работы, направленные на снижение загрязняющих веществ в водный объект, что подтверждается отчетами по плану снижения загрязняющих веществ.
А также представитель ответчика в судебном заседании согласился со сроками, указанными прокурором до *дата*, по выполнению работ по реконструкции КОС, в соответствии с Планом снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект – пойменное болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с поэтапным достижением НДС и согласованным с **ДПРР**.
Судом принимаются доводы прокурора о том, что сброс в водные объекты в сточных водах загрязняющих веществ в объемах, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, закрепленных решением о предоставление водного объекта в пользование, способствует загрязнению вод, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Загрязнение воды не является основанием для продолжения ответчиком действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, то есть для еще большего загрязнения воды. Обязанность не допускать причинение вреда окружающей среде возложена на ответчика Законом, а своими действиями ответчик причиняет еще больший вред окружающей природной среде.
Таким образом, имеются все основания для возложения обязанности на ООО «**ГЮ.Я**» в срок до *дата* осуществлять сброс сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*.
Соответственно, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ООО **ГЮ.Я** по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*.
Обязать ООО **ГЮ.Я** в срок до *дата* осуществлять сброс сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки <данные изъяты>) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЯНАО с подачей жалобы через Надымский суд со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: судья Е.В. Миниханова
Мотивированное решение составлено 04 апреля 2011 года