2-857/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23.05.2011г. г.Надым Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Малышевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца *Ш.А.В.*, представителя истца Кочетовой К.С., представителя ответчика *А.В.А.*, гражданское дело по иску *Ш.А.В.* к **А.Н**, **А.Нр** и **Д.Я** о предоставлении жилищной субсидии на переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к **А.Н**, в обоснование указал следующие обстоятельства. С *дата*. он проживал в балке *№ обезличен* <адрес> на условиях договора социального найма. Заключением межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу от *дата* балок был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, главой **А.Н** *дата* было издано распоряжение *№ обезличен*, согласно п.3 которого жилищному отделу органа местного самоуправления было поручено провести мероприятия по отселению граждан в рамках ОЦП «Жилище». Также в обоснование иска указал ст.86 ЖК РФ и Положение о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из жилого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата*., утвержденной Постановлением ЯНАО *№ обезличен* от *дата*, согласно п.2.1 которого право на получение субсидии в текущем году имеют граждане, отвечающие условиям программы. Он обращался с заявлением о предоставлении ему субсидии на приобретение жилого помещения, получил ответ, что он имеет право на получение жилищной субсидии в *дата*., позднее, что финансирование для получения жилищной субсидии под переселение из балка *№ обезличен* <адрес> в рамках ОЦП «Жилище» предусмотрено в *дата* до настоящего времени жилищная субсидия ему не предоставлена. Просил обязать ответчика – **А.Н** предоставить ему жилищную субсидию под переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата*. В судебном заседании истец и его представитель, адвокат Кочетова К.С., иск поддержали, приведя в обоснование изложенные выше обстоятельства. Также истец в судебном заседании пояснил, что он проживал в балке *№ обезличен* <адрес> с *дата*., по ордеру, решением суда в *дата* за ним было признано право пользования балком на условиях договора социального найма. В *дата* балок был признан ветхим и непригодным для проживания **А.Н**. Фактически он в балке не проживает с *дата*., поскольку у него отключены все коммуникации, балок не снесен, но стоит закрытый. Ему предлагал ООО «**Г**» другое жилое помещение по срочному договору найма, но он отказался, снимает квартиру в г.Н, но он не может шесть лет скитаться по съемным квартирам. Ему обещали дать субсидию в *дата*., потом в *дата*, но он опять не попал в список, другие люди уже получили субсидии, а ему не дают. Он состоит в списке на переселение из ветхого и аварийного жилья, в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях по условиям договора социального найма, не состоит. Просил иск удовлетворить, поскольку **А.Н** обещала ему субсидию, пусть предоставляют. Ответчик **А.Н** (далее по тексту – **А.Н**) в судебном заседании против иска возражал, пояснил следующее. Балок истца действительно был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Мероприятия по отселению граждан из жилого помещения проводятся при наличии средств, передаваемых из бюджета **А.Нр** бюджету **А.Н** в форме иных межбюджетных трансфертов в рамках ОЦП «Жилище». В *дата* Положение о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата*., утвержденной Постановлением ЯНАО *№ обезличен* от *дата*, не распространяет свое действие. В *дата* балок истца включался в перечень жилых домов, планируемых к сносу в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Перечни жилых домов передавались в **А.Нр**, где уже формировались списки жилых домов, планируемых к сносу, и соответственно направлялся в **Д.Я** для получения межбюджетных субсидий в рамках реализации мероприятий. Финансирование мероприятий осуществлялось ежеквартально в пределах бюджетной росписи окружного бюджета на соответствующий год. В *дата* **Д.Я** истцу субсидия не была предоставлена. С *дата* действует подпрограмма Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на *дата*., утв.Постановлением Правительства ЯНАО от *дата* *№ обезличен*. Согласно этой подпрограмме ЯНАО в лице **Д.Я** приобретает за счет средств окружного бюджета жилые помещения в собственность округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований ЯНАО для предоставления гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда. Балок истца в *дата* включен **А.Н** в перечень жилых помещений, признанных ветхими и аварийными, и направлен в **Д.Я**. Просил в иске к **А.Н** отказать. Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены **А.Нр** и **Д.Я**. Ответчик **А.Нр** (далее по тексту – **А.Нр**) иск не признал, полагал себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Соглашением *№ обезличен* на *дата* мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет средств окружного бюджета были переданы **А.Н**. Также и на *дата* между **А.Н** и **А.Нр** заключено Соглашение *№ обезличен*, согласно которому иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету **А.Н**, направляются на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для последующего предоставления их гражданам, проживающим в жилом фонде, признанном непригодным для проживания. Таким образом, полномочия у **А.Нр** по предоставлению жилищных субсидий гражданам, проживающим в жилом фонде, признанном непригодным для проживания, в *дата* отсутствуют, в связи с этим просил в иске к **А.Нр** отказать. Ответчик **Д.Я** (далее по тексту – **Д.Я**) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Направил в суд отзыв, в котором против иска возражал, указав, что до *дата* переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по **А.Нр** осуществлялось в Порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата*., утвержденной Постановлением ЯНАО *№ обезличен* от *дата* В соответствии с этим в *дата*. на эти цели в бюджет **А.Нр** из окружного бюджета были переданы межбюджетные субсидии в размере *цифрами*.рублей, бюджет ЯНАО за *дата* в части обязательств по межбюджетным субсидиям исполнен в полном объеме. Дом *№ обезличен* <адрес> признанный аварийным и подлежащим сносу, **А.Нр** не включен в перечень домов, подлежащих расселению в *дата*., в связи с этим средства в *дата* в окружном бюджете на переселение жильцом дома *№ обезличен* <адрес> предусмотрены не были. Кроме того, в настоящее время ОЦП «Жилище» на *дата*. прекратила свое действие в связи со вступлением в силу ОЦП «Жилище» на *дата*., утв.постановлением Правительства ЯНАО *№ обезличен* от *дата* Данная программа не предусматривает предоставление субсидий гражданам, граждане обеспечиваются другими жилыми помещениями, которое приобретается в собственность округа за счет средств окружного бюджета, после чего передается в собственность муниципальных образований для последующего предоставления переселяемым гражданам. Согласно списку на *дата*. дом *№ обезличен* <адрес> включен в потребность в жилых помещениях, подлежащих расселению в рамках реализации действующей программы по обеспечению жильем в рамках ОЦП «Жилище» - «Комплексное освоение территорий» на территории **А.Нр** на *дата* таким образом, спорные вопросы между истцом и **Д.Я** отсутствуют, просил признать **Д.Я** ненадлежащим ответчиком по делу и в иске к нему отказать. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец сохраняет регистрацию в жилом помещении по адресу – балок *№ обезличен* <адрес>, с *дата* Заочным решением Надымского суда от *дата*, за *Ш.А.В.* признано право пользования спорным балком на условиях договора социального найма. Заключением межведомственной комиссии **А.Н** от *дата* спорный балок был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. О решении комиссии *дата* был уведомлен истец. Распоряжением главы **А.Н** *№ обезличен* от *дата* на основании заключения межведомственной комиссии спорный балок был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. На жилищный отдел возложена обязанность по отселению жильцов балка в соответствии с действующим законодательством, при наличии средств, передаваемых из бюджета **А.Нр** бюджету **А.Н** в форме иных межбюджетных трансфертов в рамках ОЦП «Жилище». Также из материалов дела следует, что истец в *дата* направлял письмо в адрес **А.Н** о предоставлении ему жилищной субсидии, на которое был получен ответ о том, что в *дата* спорный балок не включен в перечень жилых объектов, планируемых к расселению, финансирование под переселение из спорного балка за счет средств окружного бюджета предусмотрено в *дата*. Также в материалах дела имеются списки и перечни домов, планируемых к сносу в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Исходя из списка, утвержденного **А.Н**, в *дата* спорный балок был включен в перечень домов, планируемых к расселению, под *№ обезличен*. Также исходя из списка домов, планируемых к расселению, в *дата*. и **А.Нр** утвердил спорный балок в перечень домов, планируемых к сносу. В силу ст.84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма; с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма; без предоставления других жилых помещений. В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Иск о выселении истца из спорного балка не заявлен. В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. В связи с изложенным, и вне очереди жилые помещения предоставляются только лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из материалов дела, истец в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявивших себя на территории **А.Н**, не состоит. Законом ЯНАО от 30.05.2005г. № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» в редакции до 01.01.2011г., частью 2 ст.28-4 предусматривалась такая форма обеспечения жилищных прав граждан, проживающих по договорам социального найма в жилых помещениях, подлежащих сносу, как предоставление социальных выплат на приобретение жилья при наличии средств в окружном либо местном бюджете. Порядок и условия предоставления социальных выплат на приобретением жилья, а также размер социальной выплаты определялись соответственно постановлением **А.Я**, муниципальными правовыми актами. Постановлением **А.Я** от *дата* *№ обезличен* утверждено Положение о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на *дата* (далее по тексту – Положение *дата*). При этом указанным Положением на органы местного самоуправления возложены полномочия по принятию у граждан необходимых документов, формированию учетных дел, предоставлению списков граждан и перечней домов, подлежащих сносу, в округ, предоставлением гражданам перечисленных из окружного бюджета социальных выплат, фактически, посреднические функции. Согласно п.1.2 указанного Положения *дата*, реализация мероприятий осуществляется путем передачи межбюджетных субсидий из окружного бюджета в бюджеты городских округов либо муниципальных районов в автономном округе. Межбюджетные субсидии носят целевой характер и могут быть использованы на предоставление жилищных субсидий гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, для приобретения (строительства) жилья. Между тем, законом ЯНАО № 103-ЗАО от 08.10.2010г. в Закон ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» внесены изменения, часть 2 ст.28-4, предусматривающая возможность предоставления субсидии гражданам, проживающим в жилых помещениях, подлежащих сносу, с 01.01.2011г. исключена. В силу ч.1 ст.28-4 того же закона, гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. Основанием для предоставления таких жилых помещений является распоряжение **А.Я** или муниципальный правовой акт о сносе жилого помещения с указанием сроков отселения граждан. При этом ст.28-5 того же закона предусматривает предоставление жилых помещений гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, подлежащих сносу, лишь в случаях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановлением **А.Я** от *дата* *№ обезличен* утверждена окружная долгосрочная целевая программа «Жилище» на *дата*. Реализация указанной программы в части переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, согласно приложению *№ обезличен* «Подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО», осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном рынке жилья в собственность автономного округа за счет средств окружного бюджета с последующей их передачей в собственность муниципальных образований для последующего предоставления переселяемым гражданам. Согласно списку, утвержденному **А.Н** *дата*, под *№ обезличен* значится спорный балок - *№ обезличен* <адрес>, как жилое помещение, подлежащее расселению, данный список сформирован в рамках реализации программы «Комплексное освоение территорий» на территории **А.Н**. Аналогичный ответ был направлен **А.Нр** в адрес **Д.Я**, представленный в суд по факсу **Д.Я**. Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку Жилищный кодекс РФ не содержит понятия «жилищной субсидии» и не регламентирует порядок ее применения, полномочий у **А.Н** и **А.Нр** на предоставление жилищной субсидии истцу нет, нормативный акт субъекта РФ, который ввел порядок предоставления жилищной субсидии, в настоящее время не действует в связи с принятием другого нормативного акта субъекта РФ, который предусматривает предоставление гражданам, проживающим в домах, подлежащих сносу, не жилищных субсидий, а жилых помещений. Кроме того, никем из ответчиков не отказано истцу в защите жилищных прав, однако истцом не приведены нормативные акты, которые предусматривали бы предоставление ему жилищной субсидии вне очереди, то есть прежде других граждан, также учтенных в списках лиц и жилых помещений, подлежащих расселению. В связи с изложенным в иске надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске *Ш.А.В.* к **А.Н**, **А.Нр** и **Д.Я** о предоставлении жилищной субсидии на переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, отказать. Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский суд. Председательствующий судья: подпись Решение принято судом в окончательной форме 27.05.2011г. Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е. Секретарь суда__________________