О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.



Дело № 2-1135/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Надым 23 июня 2011 годаНадымский суд Ямало – Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Минихановой Е.В., при секретаре Демине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *С.Н.Н.* в интересах *С.А.Д.* к **А.Н**, **РИ** о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Представитель *М.А.Ю.* обратилась с иском к **РИ** и **А.Н** о признании жилого помещения *№ обезличен* квартирой и признании за *С.А.Д.* права собственности на жилое помещение – <адрес> в порядке приватизации, мотивировав тем, что в *дата* *С.З.Ш.* (дедушке *С.А.Д.*) была предоставлена <адрес>. На право занятия указанного жилого помещения был выдан ордер. *С.А.Д.* с *дата* зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении, являясь членом семьи нанимателя. *С.З.Ш.* обращался с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в **А.Н** и **А.Нр**, **РИ** и ОАО «**А**». **А.Нр** ответила, что квартира *№ обезличен* в реестре муниципальной собственности не зарегистрирована. **А.Н**, **РИ**» и ОАО «**А**» не ответили. Полагала, что отказ в приватизации противоречит действующему законодательству. Вселилась семья *С.Н.Н.* в квартиру в соответствии с ранее действовавшими нормами ЖК РСФСР. Считала, что спорное жилое помещение не является общежитием, и соответственно может быть приватизировано.

В судебное заседание истица не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием ее представителя *М.А.Ю.* На иске настаивала.

В судебном заседании представитель истицы *М.А.Ю.* уточнила исковые требования, просила признать за *С.А.Д.* право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, привела в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика **РИ** в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, указав, что требования *С.Н.Н.* удовлетворению не подлежат. Объект недвижимого имущества – <адрес> зарегистрирован в Реестре федерального имущества РФ и является собственностью Российской Федерации. Распоряжением **РИ** от *дата* объект недвижимого имущества отнесен к специализированному жилому фонду. Согласно плану приватизации АООТ «**А**» и договору *№ обезличен* от *дата* объект недвижимого имущества – <адрес> передавался как общежитие. Общежитие по <адрес> находилось и продолжает находиться в федеральной собственности и в собственность муниципального образования не было передано. В связи с этим, ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» не подлежит применению. Статус данного объекта недвижимости определен как общежитие, то есть объект является специализированным жилищным фондом, и на основании ФЗ «О приватизации….» не подлежит приватизации. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением, как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции РФ, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации. В силу ЖК граждане, проживающие в общежитиях, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вправе получить в пользование иное жилое помещение и впоследствии приватизировать его. Тем самым им гарантируется, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности и право иметь имущество в собственности. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В иске отказать.

Представитель ответчика **А.Н** в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, указав, что спорное жилое помещение не является собственностью **А.Н**, в связи с чем **А.Н** является ненадлежащим ответчиком по делу. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя **А.Н**.

Представитель третьего лица ОАО «**А**» также в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, направил отзыв на иск, указав, что общежитие «<данные изъяты>», расположенное в <адрес>, является государственной собственностью. Статус объекта недвижимости определен как общежитие, то есть объект является специализированным жилищным фондом, и на основании ст. 4 ФЗ «О приватизации….» не подлежит приватизации. Общежитие по <адрес> находилось и продолжает находиться в федеральной собственности и в собственность муниципального образования не было передано. В связи с этим, ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» не подлежит применению.

Заслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

То есть общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяются нормы о договоре социального найма.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, истица проживает в комнате <адрес> с *дата*. Указанное жилое помещение было предоставлено *С.З.Ш.* (дедушке *С.А.Д.*) в *дата*. На вселение *С.З.Ш.* был выдан ордер. До настоящего времени *С.Н.Н.* проживают в указанном общежитии.

Согласно ранее действовавшей ст. 109 ЖК РСФСР общежития используются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы; под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома; общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно – бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.

Примерное положение об общежитиях, утв. Постановлением СМ РСФСР от 11.08.1988 г. № 328, предусматривало, что жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов; при регистрации исполнительный комитет Совета народных депутатов проверяет соответствие этих домов санитарным правилам устройства, оборудования и содержания общежитий, а также требованиям настоящего Положения.

Кроме того, это же Положение содержало прямой запрет использования под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания.

Из технического паспорта на жилое помещение следует, что спорное жилое помещение обособленно, имеет отдельный вход, состоит из одной жилой комнаты, кухни, коридора и санузла. Указанное жилое помещение используется только истицей и членами ее семьи, по сути, является квартирой, а не комнатой общежития. Других лиц, претендующих на пользование спорным жилым помещением либо его вспомогательными помещениями, нет.

Что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение является квартирой применительно к положениям ч. 3 ст. 16 ЖК РФ, и не соответствует требованиям, предъявляемым к общежитию.

В приложении № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, названы находящиеся в государственной собственности объекты жилищного и нежилого фонда, расположенные на соответствующей территории. Порядок передачи объектов жилищного фонда в муниципальную собственность регламентирован Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ».

Из материалов дела следует, что общежитие, являющееся государственным имуществом, было передано в *дата* АООТ «**А**» на праве полного хозяйственного ведения, что подтверждается договором *№ обезличен* от *дата*.

Согласно п. 2.6 указанного договора, государственное имущество, представленное на праве полного хозяйственного ведения, не может быть использовано предприятием (ОАО «**А**») в качестве залога, передано в собственность или управление другим юридическим или физическим лицам, кроме случаев приватизации жилья, в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В техническом паспорте жилого помещения – <адрес> указан год постройки здания *дата*.

Следовательно, жилые помещения, расположенные в <адрес>, подлежали передаче в муниципальную собственность, однако в нарушение действующего законодательства жилые помещения переданы не были, в реестр муниципального имущества они не включены, в связи с чем спорное жилое помещение, в котором проживает истица, следует рассматривать как объект муниципального жилищного фонда.

Из сообщения **РС** следует, что право собственности на объект – <адрес>, не зарегистрировано.

Суд считает, что реализация прав дочери истицы на приватизацию не может быть поставлена в зависимость от выполнения либо невыполнения действующих правовых норм должностными лицами ответчиков.

Поскольку общежитие является федеральным имуществом, должно было быть передано в муниципальную собственность, но передано не было, то в соответствии ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», статус общежития утрачен в силу закона, следовательно, *С.А.Д.* вправе приобрести занимаемое ей по договору социального найма спорное жилое помещение в собственность, независимо от оформления жилищных правоотношений сторон, в соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Ссылки представителя ответчика на Распоряжение от *дата* об отнесении дома <адрес> к служебным жилым помещениям суд считает несостоятельными, поскольку Распоряжение от *дата* не может быть распространено на правоотношения сторон, возникшие до издания указанного Распоряжения.

Право пользования жилым помещением принадлежит членам семьи истицы, которые отказались от участия в приватизации в пользу *С.А.Д.*, что подтверждается нотариально удостоверенными согласиями.

*С.А.Д.* является <данные изъяты>, ранее в приватизации участия не принимала, иного жилья не имеет.

На основании изложенного, требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за *С.А.Д.* право собственности на жилое помещение – <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский суд.

Председательствующий:

Копия верна: судья Е.В. Миниханова

Мотивированное решение составлено 28 июня 2011 года