Дело № 2-639/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Надым 21 апреля 2011 года Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Миниханова Е.В., с участием помощника природоохранного прокурора Мартыненко А.В., при секретаре Сидориной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало – Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО **П.ГЮ** о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование, возложении обязанности по осуществлению сброса сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением, УСТАНОВИЛ: Ямало – Ненецкий природоохранный прокурор обратился в интересах РФ к ООО **П.ГЮ** о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*, возложении обязанности в срок до *дата* по обеспечению сброса сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного указанным решением, мотивировав тем, что решением от *дата* **Д.ГЮ** предоставлен в водопользование водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) для сброса сточных вод. Сброс сточных вод в водный объект осуществляется филиалом ООО **П.ГЮ** после очистки от очистных сооружений <данные изъяты> в 15 км от пос. П. Координаты оголовка выпуска сточных вод: 65.57.58 с.ш. 74.41.28 в.д. Решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. В том числе установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать (мг/дм3): железо – 0,3. Данные показатели определены согласно предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования. Вместе с этим, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование требования к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах нарушены, фактическое содержание загрязняющих веществ превышает установленные показатели. По результатам 3 квартала *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): железо – 1,22. При этом, было отведено 7,5 тыс.м.куб. сточных вод. Данное нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды подтверждается формой отчетности – сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за *дата*. Сброс в водные объекты в сточных водах загрязняющих веществ в объемах, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, закрепленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, способствует загрязнение вод, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией и государством. Ямало – Ненецкий природоохранный прокурор обратился в интересах РФ к ООО **П.ГЮ** о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Пангоды) с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*, возложении обязанности в срок до *дата* по обеспечению сброса сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного указанным решением, мотивировав тем, что решением от *дата* **Д.ГЮ** предоставлен в водопользование водный объект – болото без названия (бассейн реки Пангоды) для сброса сточных вод. Сброс сточных вод в водный объект осуществляется филиалом ООО **П.ГЮ** после очистки от очистных сооружений <данные изъяты> в 6 км от пос. П. Координаты оголовка выпуска сточных вод: 65.47.48 с.ш. 74.26.42 в.д. Решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. В том числе установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать (мг/дм3): азот аммонийный – 1,5, железо – 0,3. Данные показатели определены согласно предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования. Вместе с этим, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование требования к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах нарушены, фактическое содержание загрязняющих веществ превышает установленные показатели. По результатам *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): железо – 0,63. азот аммонийный – 1,67. При этом, было отведено 16,82 тыс.м.куб. сточных вод. Данное нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды подтверждается формой отчетности – сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за *дата*. Сброс в водные объекты в сточных водах загрязняющих веществ в объемах, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, закрепленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, способствует загрязнение вод, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией и государством. Определением суда дела объединены в одно производство. В судебном заседании помощник природоохранного прокурора Мартыненко А.В. уточнил исковые требования в части, просил Общество осуществить в срок до *дата* сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование. В остальном требования поддержал (более уточнять исковые требования не захотел, указав на отсутствие необходимости), приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнив, что свою деятельность предприятия осуществляют в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование и в соответствии с указанными в решении нормативами. Представитель ответчика ООО **П.ГЮ** *С.Н.А.* в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование максимальное содержание железа в сточных водах после очистных сооружений <данные изъяты> установлено на уровне предельно-допустимой концентрации водного объекта культурно-бытового назначения (ПДКкб) 0,3мг/дм3. Очистные сооружения <данные изъяты> построены и пущены в эксплуатацию в *дата* Комплекс предназначен для полной биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод от органических загрязнений, представленных в жидкой фазе (суспензий, коллоидов, растворов) с доочисткой нерастворимых взвешенных веществ и последующим обеззараживанием очищенных стоков. Проектные данные по проектным величинам очистки содержат только сведения по остаточному содержанию загрязняющих веществ в очищенной воде на выходе с очистных сооружений по двум элементам: по БПК и взвешенным веществам. Очистка от железа проектом не предусмотрена. Решением о предоставлении водного объекта в пользование максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах после очистных сооружений <данные изъяты> по железу и азоту аммонийному установлено на уровне предельно-допустимой концентрации водного объекта культурно-бытового назначения (ПДККб) 0,3мг/дм и 1,5мг/дм3 соответственно. Технологическим регламентом <данные изъяты> установлены допустимые значения очистки по железу 0,1-2,5 мг/дм3 и азоту аммонийному 0,4-3,0 мг/дм3. Фактические показатели очистки входят в установленный диапазон, но не достигают ПДКкб. Поэтому для достижения необходимого качества сточных вод **П.ГЮ** был разработан «План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) от очистных сооружений <данные изъяты>» на *дата*. и согласован **Д.ГЮ**. Согласно Плану, достигаемый экологический эффект в *дата* железу общему должен составить 1,0 мг/дм3. Фактически в 3 квартале *дата* экологический эффект не достигнут, железо - 1,22мг/дм, по азоту аммонийному должен составить 2,0 мг/дм3 и железу общему 1,0 мг/дм3. В рамках реализации данного «Плана...» на <данные изъяты> в *дата* было выполнено мероприятие, позволившее получить экологический эффект. Уже в *дата* месяце содержание железа в сточных водах - 1,01 мг/дм, в *дата* - 1,0 мг/дм3. В 4 квартале *дата* достигнут показатель по железу общему 1,0 мг/дм3. На <данные изъяты> в течение *дата* осуществлялся комплекс технических и технологических мероприятий, направленных на понижение фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, что позволило получить экологический эффект. В 3 квартале *дата* достигнуты показатели по азоту аммонийному 1,67 мг/дм3 и железу общему 0,63 мг/дм3. Сточные воды по разрешению нормируются по азоту аммония, а анализ выполняется на ион аммония. Для определения содержания азота аммония применяется коэффициент 0,776. В соответствии с утвержденной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Методикой выполнения измерений массовой концентрации ионов аммония в природных и сточных водах фотометрическим методом с реактивом Несслера» и допущенной для целей государственного экологического контроля (выкопировка из методики прилагается) погрешность в измерениях количественного показателя может составлять ±21%, т.е. фактическая концентрация может составлять на 21% меньше. Учитывая возможную погрешность в средствах измерений, превышений ПДКкб по азоту аммонийному нет. В 2011 году будет реализован 3 этап «Плана...», что позволит снизить концентрации железу до 0,Змг/дм3. Очистные сооружения <данные изъяты> и <данные изъяты> находятся в исправном состоянии. В *дата* специалистами **Ю.ГЮ** было проведено техническое обследование очистных сооружений, составлен паспорт сооружений и выданы рекомендации по улучшению их работы. Также на предприятии осуществляется производственный контроль за состоянием водных объектов. Контроль за влиянием сточных вод на водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) не осуществляется, так как отсутствует возможность отбора проб воды. Контроль за влиянием сточных вод на водный объект – болото без названия (бассейн р. Пангода) ведется ведомственной производственной химической лабораторией **П.ГЮ** с *дата*. Результаты подтверждают, что сбрасываемые сточные воды не оказывают негативного воздействия на водный объект. Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Прокурором не представлены доказательства, нарушения ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ, а именно, что сброс сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн р.Тый-Яха и бассейн реки Пангоды) **П.ГЮ** в период *дата* негативно повлиял на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Не представлены доказательства, что в результате сброса сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн р. Тый-Яха и бассейн реки Пангоды) ответчиком причинен вред либо существовала угроза таким благам, как жизнь, здоровье населения пос. П. Болота без названия, куда осуществляется сброс сточных вод **П.ГЮ**, не используется для нужд и рекреационных целей населения пос. П. На водных объектах, эксплуатируемыми **П.ГЮ** отсутствуют гидротехнические и иные сооружения, связанные с использованием водных объектов (разделы 3.5 Решений). Качество воды в водных объектах в месте водопользования очень грязная и грязная (п. 3.4 Решений). Просила в иске отказать. Заслушав представителя ответчика, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением. Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой настоящего Кодекса. Статьей 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В силу ст. ст. 21, 22 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений уполномоченных органов, содержащие предусмотренные сведения. При этом решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод, объемы допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, согласно ст. 39 Водного кодекса РФ. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов, согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения, установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, **П.ГЮ**. В соответствии с основными целями, Обществом могут осуществляться следующие виды деятельности: сбор, очистка и распределение воды; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (п. 3.2 Устава). Решением **Д.ГЮ** от *дата* *№ обезличен* ООО «**П.ГЮ**» предоставлен водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) в пользование. Цель использования водного объекта – сброс сточных вод. Сброс очищенных сточных вод осуществляется в болото без названия. Канализационные очистные сооружения (<данные изъяты>) **П.ГЮ** находятся в 15 км от пос. П на плоской равнине между р. Тый-Яха и дорогой <данные изъяты> (п. 7 разрешения). Срок водопользования установлен с *дата*. Решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. Установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать (мг/дм3): железо – 0,3. Данные показатели определены согласно предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования. По результатам *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): железо – 1,22. При этом, было отведено 7,5 тыс.м.куб. сточных вод. Установленный лимит 0,30, что подтверждается формой отчетности – сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 3 квартал *дата*. Решением **Д.ГЮ** от *дата* *№ обезличен* ООО «**П.ГЮ**» предоставлен водный объект – болото без названия (бассейн реки Пангоды) в пользование. Цель использования водного объекта – сброс сточных вод. Сброс очищенных сточных вод осуществляется в болото без названия. Канализационные очистные сооружения (<данные изъяты>) **П.ГЮ** находятся в 6 км от пос. П на северо – восточном склоне плоского внутрибассейного водораздела между левобережными притоками реки Правая Хетта, в бассейне реки Пангоды (п. 7 разрешения). Срок водопользования установлен с *дата*. Решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. Установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать (мг/дм3): железо – 0,3, азот аммонийный – 1,5. Данные показатели определены согласно предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования. По результатам *дата* сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): железо – 0,63, азот аммонийный – 1,67. При этом, было отведено 16,82 тыс.м.куб. сточных вод. Установленный лимит 0,3 (железо), 1,5 (азот аммонийный) что подтверждается формой отчетности – сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 3 квартал *дата*. Таким образом, действия ответчика по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) и болото без названия (бассейн реки Пангоды) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование, являются незаконными. Доводы представителя ответчика о том, что сами показатели содержания загрязняющих веществ предоставляются в усредненном формате (по обобщенным итогам за квартал), без учета установленной и допустимой погрешности в измерениях, суд не может принять во внимание, поскольку свою деятельность предприятия осуществляют в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование и в соответствии с указанными в решении нормативами. Судом учитывается, что на основании Плана ежеквартально ответчиком производятся работы, направленные на снижение загрязняющих веществ в водные объекты, что подтверждается отчетами по плану снижения загрязняющих веществ. Как пояснила представитель ответчика, в *дата* будет реализован 3 этап «Плана...», что позволит снизить концентрацию железа до 0,Змг/дм3. Судом принимаются доводы прокурора о том, что сброс в водные объекты в сточных водах загрязняющих веществ в объемах, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, закрепленных решением о предоставление водного объекта в пользование, способствует загрязнению вод, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Загрязнение воды не является основанием для продолжения ответчиком действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, то есть для еще большего загрязнения воды. Обязанность не допускать причинение вреда окружающей среде, возложена на ответчика Законом, а своими действиями ответчик причиняет еще больший вред окружающей природной среде. Таким образом, имеются все основания для возложения обязанности на ООО «**П.ГЮ**» в срок до *дата* осуществлять сброс сточных вод в водные объекты – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха и бассейн реки Пангоды) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значений, установленных решениями о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен* и *№ обезличен*. Соответственно, иск прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия ООО **П.ГЮ** по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Пангоды) с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*. Обязать ООО **П.ГЮ** в срок до *дата* осуществлять сброс сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Пангоды) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*. Признать незаконными действия ООО **П.ГЮ** по сбросу сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*. Обязать ООО **П.ГЮ** в срок до *дата* осуществлять сброс сточных вод в водный объект – болото без названия (бассейн реки Тый-Яха) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* *№ обезличен*. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЯНАО с подачей жалобы через Надымский суд со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Копия верна: судья Е.В. Миниханова Мотивированное решение составлено 26 апреля 2011 года