Дело 2-57/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Надым 17 января 2011 года Судья Надымского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Миниханова Е.В., с участием помощника прокурора Надымской городской прокуратуры Лобащука Е.М., при секретаре Сидориной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к *Б* о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом, УСТАНОВИЛ: Надымский городской прокурор обратился с иском к *Б* о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом, мотивировав тем, что Надымской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения работодателями законодательства о занятости населения и защиты от безработицы, по результатом которой установлено, что в нарушение действующего законодательства, а именно Закона РФ «О занятости населения», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», ответчиком не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты. Неисполнение данной обязанности нарушает права инвалидов на получение гарантированной государством поддержки в сфере трудоустройства и защиты от безработицы. В судебном заседании помощник прокурора Лобащук Е.М. на иске настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика *В.С.В.* в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в *Б* в настоящее время трудоустроены 15 инвалидов. В *Б* списочная численность – 1432 человека, в счет исполнения квоты необходимо было создать 28 рабочих мест. 15 инвалидов работают, 13 рабочих мест создано (заквотировано). Каких – либо препятствий к трудоустройству инвалидов в *Б* не существует, отказов в приеме на работу не было. В настоящее время в соответствии с Порядком квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО *Б* направило информацию о квотировании рабочих мест в государственное учреждение **Ц.З**. *Б* самостоятельно без принудительных мер, выделило рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом, после получения искового заявления из суда. Представитель третьего лица **Ц.З** в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддержал. Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно – правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Согласно ст. 21 указанного Закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, в ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации, *Б* сообщало, что среднесписочная численность работников *Б* на *дата* составляла 1426 человек. В учреждении не установлены квоты для трудоустройства инвалидов, трудоустройство инвалидов на вакантные должности идет на общих основаниях по личному заявлению и желанию граждан. То есть, на момент проверки в учреждении не были созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты. В судебном заседании, представитель ответчика заявил, что в *Б* в настоящее время трудоустроены 15 инвалидов. В *Б* списочная численность – 1432 человека, в счет исполнения квоты необходимо было создать 28 рабочих мест. 15 инвалидов работают, 13 рабочих мест создано (заквотировано). *Б* самостоятельно без принудительных мер, выделило рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом, после получения искового заявления из суда. В подтверждение чего представителем ответчика представлено письмо в **Ц.З** о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностях) на *дата*, справочную информацию, подтверждающую установление квоты для трудоустройства инвалидов, письмо из **Ц.З** от *дата* с выражением признательности за деловое сотрудничество в *дата*. В статье 5 Закона ЯНАО от 27.06.2008 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» закреплено, что квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2% от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Согласно справочной информации *Б*, по состоянию на *дата* в учреждении занято 15 инвалидов, работают в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, имеющих третью группу инвалидности. В учреждении установлены квоты для трудоустройства инвалидов: врачи – 2, средний медицинский персонал – 3, младший медицинский персонал (санитарки) – 8. В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» предоставляет сведения о потребностях в работниках, наличии рабочих мест (вакантных должностей) по состоянию на *дата*. Списочная численность 1432 человека. Согласно указанной *Б* списочной численности в счет исполнения квоты необходимо было создать 28 рабочих мест, создано только тринадцать. То есть, только на момент рассмотрения дела в суде ответчиком *Б* созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов, но не в размере установленной законом квоты. Данная обязанность была исполнена работодателем после получения искового заявления из суда. Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, согласно ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО». В случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест, работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест, в силу п. 1 ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО». На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению. Также с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой освобожден прокурор при подаче иска. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать *Б* создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере квоты установленной законом. Взыскать с *Б* государственную пошлину в доход бюджета **А.НР** в размере *цифрами* (*прописью*) рублей. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с подачей жалобы через Надымский суд со дня вынесения в окончательной форме. Председательствующий: Копия верна: судья Е.В. Миниханова Мотивированное решение составлено 21 января 2011 года