Дело № 2-1441/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «28» июля 2011 года город Надым Надымский городской суд ЯНАО в составе судьи Рахимкуловой Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***иии*** и ***ддд*** к <данные изъяты> и <данные изъяты> о предоставлении жилищной субсидии, установил: ***иии*** и ***ддд*** обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования <адрес> и <данные изъяты> о предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами ЯНАО в рамках федеральной целевой программы «Жилище». В обоснование исковых требований истцы указали, что истец ***ддд*** имеет право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, в связи с чем она обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». *дата* окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, было принято решение о предоставлении ***ддд*** социальной выплаты при условии передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. Считают, что условие о передаче занимаемого жилого помещения не соответствует закону, поскольку они не имеют в собственности жилых помещений, постоянно проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности их дочерям – ***ммм*** и ***ооо***, которые участниками подпрограммы не являются, выезжать из районов Крайнего Севера не намерены. Истцы в судебное заседание не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель истицы – ***ппп***, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать <данные изъяты> предоставить истцам социальную выплату без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. Ответчик Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО о дате судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В возражениях на исковое заявление ответчик исковые требования не признал, указал, что истица ***ддд*** состоит в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по ЯНАО. Для получения жилищного сертификата истцам необходимо выполнить условия участия в подпрограмме. Истцы не предоставили документов, свидетельствующих о том, что они не имеют жилых помещений для постоянного проживания. При этом истцы в 2006 году умышленно ухудшили свои жилищные условия, отказавшись в ходе приватизации в пользу своих детей от доли в занимаемой ранее квартире, расположенной по адресу <адрес>. Считает, что истцы обязаны передать занимаемое ими жилое помещение в собственность органам местного самоуправления. Администрация муниципального образования <адрес> направила в суд возражения на исковое заявление, где указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просит отказать. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы по делу, приходит к следующему. Статьей 1 Федерального закона от *дата* «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее *дата*, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении. Предоставление гражданам социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от *дата* *№ обезличен*, в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от *дата* N 153 В силу пункта 6 Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил и изъявившие такое желание. Подпункт «з» пункта 5 в свою очередь воспроизводит положения статьи 1 Федерального закона от *дата* № 125-ФЗ. Как следует из материалов дела с *дата* истица ***ддд*** состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. *дата* ***ддд*** подала главе МО <адрес> заявление (рапорт) о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В составе семьи для расчеты размера субсидии ***ддд*** указала своего супруга -***иии*** На основании заявления ***ддд*** была признана участником подпрограммы и включена в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по ЯНАО под номером <данные изъяты>, состав семьи 2 человека. *дата* окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, было принято решение о предоставлении ***ддд*** социальной выплаты при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. По мнению суда, возложение на ***ддд*** обязанности по передаче в собственность органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения противоречит действующему законодательству. Согласно справке с места жительства, ***ддд*** постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочерям ***ммм*** и ***ооо***, право собственности приобретено в порядке приватизации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от *дата* «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Подпунктом «ж» пункта 43 Правил, установлено, что для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы предоставляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 Правил, а именно: когда гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; когда гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам семьи на праве собственности, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Анализ положений вышеуказанных Правил позволяет сделать вывод о том, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина участника подпрограммы признаются граждане, являющиеся или признанные в судебном порядке членами семьи гражданина, которые учитываются при расчете размера социальной выплаты, то есть также изъявившие желание выехать за пределы районов Крайнего Севера и принявшие на себя обязательство о передаче жилого помещения органам местного самоуправления. Согласно постановлению Правительства РФ от *дата* *№ обезличен*, разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, даёт Министерство регионального развития РФ. Как указано в письме Министерства регионального развития РФ от 27 октября 2006 года № 27501-СБ/07, если гражданин участник подпрограммы не имеет в собственности жилья и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности лицу, не включенному в состав семьи гражданина-участника подпрограммы, то сертификат выдается гражданину-участнику подпрограммы на состав семьи без учёта этого лица. Жилое помещение в этом случае не передается в государственную или муниципальную собственность. В этом случае предоставления обязательства о сдаче жилья не требуется. В рассматриваемом случае, участниками подпрограммы являются только истицы ***ддд*** и ***иии*** Дочери истцов – ***ооо*** и ***ммм***, являющиеся сособственниками спорного жилого помещения, не включены в состав семьи ***ддд*** как члены семьи, изъявившие желание выехать из районов Крайнего Севера, и не учитываются при расчете жилищной субсидии, обязательств по передаче спорной квартиры органам местного самоуправления ***ддд*** и ***ммм*** не давали. В этой связи, возложение на ***ддд*** обязанности принять на себя обязательство по передаче жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ***ддд*** и ***ммм***, произведено в нарушение требований статьи 35 Конституции РФ, гарантирующей охрану частной собственности законом и статьи 209 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей права собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности. Довод ответчика о том, что истцы, отказавшись от участия в приватизации ранее занимаемого ими жилого помещения, умышленно ухудшили свои жилищные условия, является необоснованным. Приватизация жилого помещения, в котором истцы проживали ранее, была произведена задолго до участия истцов в подпрограмме. По мнению суда, отказываясь от участия в приватизации жилого помещения в пользу своих дочерей истцы действовали добросовестно и не преследовали цель искусственно ухудшить свои жилищные условия. Данный вывод суда согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от *дата* *№ обезличен*-О-О. В соответствии с Положением о <данные изъяты> утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от *дата* *№ обезличен*-П, выдача в соответствии с федеральным законодательством государственных жилищных сертификатов входит в государственные функции осуществляемые Департаментом (пункт 2.86). В этой связи, надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является <данные изъяты>. С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ***ддд*** и ***иии*** и обязать <данные изъяты> предоставить ***ддд*** жилищную субсидию на состав семьи из двух человек без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Обязать <данные изъяты> предоставить ***ддд*** жилищную субсидию на состав семьи из двух человек в раках реализации федеральной целевой программы «Жилище» без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. В удовлетворении исковых требований к <данные изъяты> – отказать. Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий: Мотивированное решение составлено «1» августа 2011 года.