о предоставления соц. выплаты



Дело № 2-1439/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» июля 2011 года город Надым

Надымский городской суд ЯНАО в составе судьи Рахимкуловой Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***ааа*** к <данные изъяты> и <данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты,

установил:

***ааа*** обратилась в суд с иском к <данные изъяты> и <данные изъяты> о предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами ЯНАО в рамках федеральной целевой программы «Жилище». В обоснование исковых требований истица указала, что она обратилась с заявлением в <данные изъяты> о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». *дата* окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО было принято решение о предоставлении ей социальной выплаты при условии передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. Считает, что условие о передаче занимаемого жилого помещения не соответствует закону, поскольку она не имеет в собственности жилых помещений, спорная квартира принадлежит на праве собственности её <данные изъяты>***ммм***, которая участником подпрограммы не является, выезжать из районов Крайнего Севера не намерена.

Истица в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель истицы – ***ооо***, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Уточнила, что надлежащим ответчиком по делу является <данные изъяты> ЯНАО. Пояснила, что согласна с тем, что размер жилищной субсидии следует уменьшить на сумму, полученную истицей по договору купли-продажи доли в праве собственности на спорную квартиру.

Ответчик <данные изъяты> о дате судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В возражениях на исковое заявление ответчик исковые требования не признал, указал, что истица состоит в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по ЯНАО. Для получения жилищного сертификата истице необходимо выполнить условия участия в подпрограмме. Истица не предоставила документов, свидетельствующих о том, что она не имеет жилых помещений для постоянного проживания. Считает, что истица обязана передать занимаемое ею жилое помещение в собственность органам местного самоуправления.

<данные изъяты> направила в суд возражения на исковое заявление, где указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просит отказать.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы по делу, приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении.

Предоставление гражданам социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153

В силу пункта 6 Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил и изъявившие такое желание. Подпункт «з» пункта 5 в свою очередь воспроизводит положения статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.

Как следует из материалов дела с *дата* истица состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. *дата* ***ааа*** подала главе <данные изъяты> заявление (рапорт) о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». На момент подачи заявления (рапорта) ***ааа*** жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности либо занимаемых ею по договору социального найма, не имела и в настоящее время не имеет, в связи с чем, обязательств по передаче занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления не давала.

На основании заявления ***ааа*** была признана участником подпрограммы и включена в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по ЯНАО под номером <данные изъяты>.

*дата* окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, было принято решение о предоставлении социальной выплаты ***ааа*** при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от *дата* «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.

По мнению суда, возложение на ***ааа*** обязанности по передаче в собственность органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения противоречит действующему законодательству.

Согласно справке с места жительства, ***ааа*** зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери истицы- ***ммм***

Подпунктом «ж» пункта 43 Правил, установлено, что для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы предоставляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 Правил, а именно: когда гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; когда гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам семьи на праве собственности, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Анализ положений вышеуказанных Правил позволяет сделать вывод о том, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина участника подпрограммы признаются граждане, являющиеся или признанные в судебном порядке членами семьи гражданина, которые учитываются при расчете размера социальной выплаты, то есть также изъявившие желание выехать за пределы районов Крайнего Севера и принявшие на себя обязательство о передаче жилого помещения органам местного самоуправления.

Согласно постановлению Правительства РФ от *дата* *№ обезличен*, разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, даёт Министерство регионального развития РФ.

Как указано в письме Министерства регионального развития РФ от *дата* *№ обезличен*, если гражданин участник подпрограммы не имеет в собственности жилья и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности лицу, не включенному в состав семьи гражданина-участника подпрограммы, то сертификат выдается гражданину-участнику подпрограммы на состав семьи без учёта этого лица. Жилое помещение в этом случае не передается в государственную или муниципальную собственность. В этом случае предоставления обязательства о сдаче жилья не требуется.

В рассматриваемом случае, участником подпрограммы является только истица. Дочь истицы – ***ммм***, являющаяся единоличным собственником спорного жилого помещения, не включена в состав семьи ***ааа*** как член семьи, изъявивший желание выехать из районов Крайнего Севера, и не учитывается при расчете жилищной субсидии, обязательств по передаче спорной квартиры органам местного самоуправления ***ммм*** не давала.

В этой связи, возложение на истицу обязанности принять на себя обязательство по передаче жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ***ммм***, произведено в нарушение требований статьи 35 Конституции РФ, гарантирующей охрану частной собственности законом и статьи 209 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей права собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности.

В соответствии с Положением о <данные изъяты>, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 8 июля 2010 года № 105-П, выдача в соответствии с федеральным законодательством государственных жилищных сертификатов входит в государственные функции осуществляемые Департаментом (пункт 2.86).

В этой связи, надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ***ааа*** и обязать <данные изъяты> предоставить истице жилищную субсидию на состав семьи из одного человека без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

Вместе с этим, суд принимает во внимание, что ***ааа*** принадлежала на праве собственности 1/2 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ЯНАО, <адрес>. Указанную долю ***ааа*** продала ***ммм*** по договору купли-продажи от *дата* за <данные изъяты> рублей.

В этой связи размер жилищной субсидии подлежит уменьшению на сумму, полученную ***ааа*** по договору купли – продажи жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ***ааа*** жилищную субсидию на состав семьи из одного человека в раках реализации федеральной целевой программы «Жилище», уменьшив её на сумму в размере <данные изъяты> рублей, полученную по договору купли-продажи 1/2 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

В удовлетворении исковых требований к <данные изъяты> – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено «29» июля 2011 года.