ДЕЛО№2-1991/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *дата* в <адрес> городской суд ЯНАО в составе председательствующего судьи Антоновой В.А.. с участием истицы ***ррр***, представителя истицы ***ххх***, представителя ОАО «<данные изъяты>» ***ааа***, при секретаре Выговской С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***ррр*** к Надымскому филиалу ООО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты> и ОАО «<данные изъяты>» о компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: ***ррр*** в лице своего представителя ***ххх*** обратилась в суд с иском Надымскому филиалу ООО «<данные изъяты> ОАО «<данные изъяты> и ОАО «<данные изъяты>» о компенсации морального вреда, причиненных в результате отказа в посадке в самолет при наличии авиабилета *дата* в аэропорту <адрес>, на рейс№*№ обезличен* авиакомпании ОАО <данные изъяты> «<данные изъяты>» по маршруту <данные изъяты>-<данные изъяты>. Просила взыскать с ответчиков солидарно в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истица ***ррр*** поддержал свои требования пояснив, что *дата* приобрел для себя и своего несовершеннолетнего ребенка инвалида ***ооо*** авиабилеты в кассе Надымского филиала ООО «<данные изъяты>» на рейс№*№ обезличен* вылетающий *дата* по маршруту <адрес> –<адрес> в 18 часов 30 минут. При прохождении регистрации в аэропорту <адрес> ей было отказано в регистрации на рейс, в связи с отсутствием ***ррр*** в списках пассажиров. Учитывая, что конечным пунктом назначения ее и ее дочери был <адрес>, на которой у них также был приобретен билет на *дата* в 06 часов 20 минут с вылетом из <адрес>, то истица была вынуждена приобрести повторено билет на рейс *№ обезличен* вылетающий в <адрес>, израсходовав на эти цели <данные изъяты> рублей. В настоящее время денежные средства за авиабилет возвращены, но так как из за ситуации сложившейся в аэропорту у нее повысилось давление, она испытывала физические недомогания, то считает, что ответчики солидарно должны компенсировать ей моральный вред. Так работники аэропорта отказались посадить ее в самолет, в кассе НФ ООО «<данные изъяты>» неправильно оформили билет и занесли ее данные в компьютер, а представитель перевозчика ОАО <данные изъяты> отсутствовал в аэропорту при посадки, так как если бы он присутствовал, то данный инцидент возможно было разрешить без повторного приобретения билета на самолет. Просит взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей. Представитель истицы ***ххх***(действующий на основании доверенности ) исковые требования своей доверительницы поддержал в полном объеме. Представители ответчиков НФ ООО «<данные изъяты>» и ОАО <данные изъяты> будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, возражений по иску не предоставили. Ранее в своем ответе на претензию истицы, Надымский филиал ООО «<данные изъяты>» фактически признали, что по их вине во время продажи билетов, произошел технический сбой(мимолетный скачок электроэнергии, обрыв связи Интернет, отсутствие связи между центрами бронирования и др.), вследствие чего изменился статус пассажира с НК на ХХ,то есть место в рейсе снято. Но так сам бланк билета к возврату не предъявлялся, то договор между пассажиром и перевозчиком не расторгнут. В результате служебного расследования прямой или косвенной вины, злого умысла в отношении ***ррр*** не было, в связи с чем не согласны с исковыми требования о компенсации морального вреда. Представитель ОАО «<данные изъяты>» ***ааа***(действующий на основании доверенности) исковые требования не признал, пояснив, что их предприятие в соответствии с договором на обслуживание воздушных судов ОАО <данные изъяты> в аэропорту <адрес> выполняет обслуживание пассажиров вылетающих рейсами этой авиакомпании, а так как информации о заключении с ***ррр*** договора на воздушную перевозку посредством продажи билетов в автоматизированной системе оформления воздушных перевозок отсутствовала, то Надымский авиаотряд не мог посадить ***ррр*** в самолет. При этом о случае произошедшим с ***ррр*** в аэропорту, сразу было сообщено работникам НФ ООО «<данные изъяты>», но дополнений списка не произошло. Считает, что ОАО «<данные изъяты>» действовала в рамках закона и вся ответственность за отсутствие ***ррр*** в списках пассажиров лежит на перевозчике и на агенте который осуществлял продажу авиабилетом. Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из следующего. Согласно ст. 401 ГК РФ - лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В соответствии с ч.1 ст.116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира. В соответствии с п.5 ст.28 Федерального закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). В судебном заседании установлено, что истица ***ррр*** *дата* в Надымском филиале ООО «<данные изъяты>» приобрела два билета на рейс *№ обезличен* вылетающий *дата* из аэропорта <адрес> по маршруту <адрес> –<адрес>, но в аэропорту <адрес> ***ррр*** было отказано в регистрации на данный рейс, в связи с отсутствием ее в списках пассажиров. Так как в аэропорту отсутствовал представитель перевозчика ОАО <данные изъяты> то данный инцидент разрешить не представилось возможным, в связи с чем истица была вынуждена повторно приобрести авиабилет на данный рейс, так как далее ей и ее несовершеннолетней дочери ***ооо*** (являющейся инвалидом детства ) необходимо было *дата* из <адрес> вылететь в <адрес> на санаторно -курортрное лечение. Истица направила ответчикам претензию, с просьбой возместить стоимость билета, а также компенсировать моральный вред. Впоследствии истице с согласия перевозчика ОАО <данные изъяты> Надымским филиалом «<данные изъяты>» были возвращены денежные средства за приобретенный повтороно билет, но было отказано в компенсации моралдьного вреда. Поскольку ***ррр*** приобрела билеты для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, она является потребителем. Правоотношения сложившиеся между истицей и ответчиками регулируется ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей»,другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ. В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннего изменения его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законном (ст.310 ГК РФ ). В соответствии со ст. 125 Воздушного Кодекса РФ - право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют лица : 1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта; 2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира - пассажир. В силу ст.107. Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза может быть в одностороннем порядке, только в случаях: 1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита; 2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами; 3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; 4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа; 5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106; 6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса; 7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ. 2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается. В соответствии с нормами ГК РФ, перевозчик ОАО <данные изъяты> и пассажирка ***ррр*** заключили договор перевозки пассажира, в связи с чем ответчик ОАО <данные изъяты> приняло на себя обязательства авиаперевозки ***ррр*** в пункт назначения, а ***ррр*** своевременно и в полном объеме уплатить плату за проезд, приобретя билеты. Свои обязательства ***ррр*** исполнила, что сторонами не оспаривается. Таким образом, перевозчик ОАО <данные изъяты> не имел право в одностороннем порядке прекратить договор воздушной перевозки. В тех случаях, когда отдельные виды гражданско правовых отношений с участием потребителя, помимо норм ГК РФ, регулируются специальными законами Российской Федерации(например договор перевозки), то к отношениям вытекающим из таких договоров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части не противоречащей ГК РФ, специальному закону. Поскольку ***ррр*** и ОАО <данные изъяты> заключили договор авиаперевозки, то возникшие отношения регулируются специальными нормами, а именно Воздушным Кодексом РФ. Пункт 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утвержденных приказом Минтранса России от *дата* *№ обезличен*, говорит о том, что перевозчик (в данном случае ОАО <данные изъяты> организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик в праве передать обязанности или часть их по договору воздушной перевозки лицу, (агенту) осуществляющему от его имени бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, лицу (агенту), осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки, В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса, договор воздушной перевозки заключается между пассажиром и авиакомпанией перевозчиком и удостоверяется авиабилетом. Поскольку авиабилет регулирует отношения между пассажиром и авиакомпанией перевозчиком, то на последнем лежит вся ответственность за надлежащее выполнение перевозки. Оформление билета осуществляется путем внесения необходимых данных в его электронную или бумажную форму в ручном, автоматизированном или электронном режиме. ОАО «<данные изъяты>» и его агенты по продаже и бронированию пассажирских перевозок( в данном случае НФ ООО «<данные изъяты>») при оформлении продаж перевозок используют автоматизированный или электронный режимы. В соответствии с п.б и п.7 статьи 105 Воздушного кодекса перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком, лицом ведется реестр перевозочных документов на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. В случае с ***ррр*** информация о заключении с ней договора на воздушную перевозку посредством продажи билета в автоматизированной системе оформления воздушных перевозок отсутствовала и как было установлено, в судебном заседании по вине агента по продажам авиабилетов ОАО <данные изъяты> Надымского филиала ООО «<данные изъяты>». ОАО «Надымское авиапредприятие» в соответствии с договором на обслуживание воздушных судов ОАО «<данные изъяты>» в аэропорту <адрес> *№ обезличен* от *дата* выполняет обслуживание пассажиров вылетающих рейсами этой авиакомпании. В июне 2008 года по инициативе ОАО «<данные изъяты> между данными предприятиями было заключено дополнительное соглашение *№ обезличен* вышеназванному договору. Предметом дополнительного соглашения является установка перевозчиком (ОАО <данные изъяты> за свой счёт на компьютерах стоек регистрации пассажиров аэропорта Надым лицензированного программного обеспечения автоматизированной системы управления отправками <данные изъяты> Аэропорт в свою очередь предоставляет ОАО «<данные изъяты>» следующие услуги: • Регистрация пассажиров с электронным перевозочным документом и билетом, оформленным на бланке строгой отчетности, багажа с использованием <данные изъяты>» • Выдача багажных бирок и посадочных талонов для пассажиров ОАО <данные изъяты> • Предоставление ОАО <данные изъяты> канала связи Интернет со скоростью передачи информации менее 64 Кбит/сек. С обеспечением резервного канала, в случае сбоев основного канала. <данные изъяты> предусматривает формирование списка пассажиров на каждый рейс ОАО <данные изъяты> в центре бронирования авиабилетов (ЦБА) на основе информации о продажах, которые поступают в ЦБ А от агентов по продаже и бронированию. Таковым как раз и является 000 «<данные изъяты>». В данном случае функция по внесению в список пассажирки ***ррр*** не была выполнена. Перед началом оформления рейса ОАО <данные изъяты> в а/п Надым на компьютер соответствующей стойки регистрации через канал связи Интернет из ЦБ А поступает список пассажиров, которых необходимо зарегистрировать на данный рейс. При отсутствии пассажира в списке он может быть зарегистрирован на данный рейс либо с письменного разрешения ОАО <данные изъяты> либо после дополнения списка из ЦБ А. В противном случае аэропорт, а следовательно и должностное лицо осуществляющее регистрацию несет материальную ответственность за необоснованную отправку пассажира в соответствии п. 4.7 договора на обслуживание воздушных судов в аэропорту <адрес>. В случае происшедшем с ***ррр*** информация об отсутствии её в списках пассажиров рейса *№ обезличен*, сразу после обращения ею с просьбой о регистрации была передана работникам 000 «<данные изъяты>», но дополнение списка пассажиров не произошло, письменное разрешение не поступало. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что между истицей ***ррр*** и ОАО «<данные изъяты>» не было заключено договора на осуществление перевозки, в связи с чем, ОАО «<данные изъяты>» не может нести ответственность за отсутствие информации о ***ррр*** в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, о заключении с ней договора на воздушную перевозку. В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда, за счет ответчиков Надымский Филиал ООО «<данные изъяты>» и ОАО <данные изъяты> так как ОАО <данные изъяты> является перевозчиком, но на основании агентского договора продажа авиабилетов было осуществлено в НФ ООО «<данные изъяты>», а поскольку вследствие невыполнения ответчиками обязательств по договору воздушной перевозки, истец претерпел нравственные страдания и судом принято во внимание, что вслучае полной загрузки самолета, истица не смогла бы приобрести повторный билет, в связи с чем опоздала бы на рейс Тюмень-Анапа, также суд учитывает, что совместно с истицей летела ее несовершеннолетняя дочь (инвалид детства) на санаторное –курортное лечение, при этом из за отсутствия денежных средств, которые были потрачены на билет истица не смогла в полном объеме пролечить свою дочь, все это явилось стрессом для истице, в связи с чем она по приезду в <адрес> обратилась к врачу. Определяя размер причиненного морального вреда, суд исходя из требований разумности и справедливости, считает необходимым снизить размер его компенсации до <данные изъяты> рублей. В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, она подлежит взысканию с ответчика в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ***ррр*** к Надымскому филиалу ОАО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты> удовлетворить частично. Взыскать солидарно с <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты> в пользу ***ррр*** в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей и в счет понесенных судебных расходов на представителя <данные изъяты>. Всего взыскать <данные изъяты> рублей. В остальной части иска отказать. В иске ***ррр*** к ОАО «<данные изъяты>» отказать. Взыскать с Надымского филиала ОАО «<данные изъяты>» в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с ОАО <данные изъяты> в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.. Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в суд ЯНАО с момента вынесения в окончательной форме 12 октября 2010 года с подачей жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий: