о проведении технической инвентаризации балка



№ 2-296/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2011 года в г.Надыме Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Антоновой В.А.. при секретаре Можейко В.В., с участием истца ***ддд***,представителя истца ***ммм***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***ддд*** к Надымскому филиалу <данные изъяты> об обязании произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском, о возложении обязанности произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдачи технического паспорта. В обоснование исковых требований истцом указаны следующие обстоятельства. Он проживает в балке по адресу: <адрес>.Указанное жилое помещение он занимает на основании удостоверения б/н от *дата*. В настоящее время балок является ветхим жилым строением, в связи с этим истцом готовятся документы для признания его аварийным жилым помещением, непригодным для проживания и подлежащим сносу, для дальнейшего получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в <адрес>. При этом Постановлением Администрации ЯНАО от *дата* *№ обезличен*-А утверждено Положение о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, предусмотрено, что размер жилищной субсидии на приобретение жилья рассчитывается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, отнесенного к ветхому и аварийному жилищному фонду. Он обратился к ответчику с просьбой об изготовлении технического паспорта на занимаемое жилое помещения, но получил отказ с мотивировкой, что балок не является недвижимым имуществом и техническая инвентаризация таких жилых помещений не проводится. Между тем, отсутствие технического паспорта на жилое помещение препятствует ему в оформлении пакета документов на получение жилищной субсидии, и, следовательно, нарушает его права. Просил обязать ответчика провести техническую инвентаризацию занимаемого им жилого балка и выдать ему технический паспорт на балок.

Определением суда от *дата* в качестве третьих лиц к участию в деле привлечен администрация муниципального образования <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ***ммм*** на иске настаивала, приведя в обоснование изложенные выше обстоятельства. Пояснил, что данный балок был выделен по месту работы в ООО «<данные изъяты>» ее мужу ***ддд***, на право занятие балка *дата* было выдано удостоверение. В настоящее время данный балок в связи с отсутствием паспорта о технической инвентаризации не может быть включен в муниципальную собственность. Плату за жилищно-коммунальные услуги оплачивают в ООО «<данные изъяты>». Переместить куда-либо его балок невозможно, поскольку будут нарушены все коммуникации, кроме того, балок настолько ветхий, что просто будет разрушен этим перемещением. Также в указанном балке он имеет регистрацию по месту жительства, другого жилья не имеет, стоит в очередности в органе местного самоуправления на переселение из районов Крайнего Севера. Инвентаризация балка необходима для составления техпаспорта, где будет указана площадь его жилого помещения, что позволит ему собрать необходимый пакет документов для получения жилищного сертификата. Просила иск удовлетворить.

Истец поддержал доводы своего представителя.

Ответчик – Надымский филиал <данные изъяты> в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском не согласен.

В деле имеется письмо ответчика на запрос истца о проведении технической инвентаризации, которыми в проведении технической инвентаризации балка отказано, поскольку он не являются объектом капитального строительства (недвижимым имуществом) и не подлежат государственному техническому учету.

Администрация МО Надымский район в судебное заседание своего представителя не направила. Заместитель Главы Администрации мо Надымский район ***ооо*** в отзыве указала, что Администрация мо <адрес> не возражает против удовлетворения искового заявления ***ддд*** к Надымскому филиалу <данные изъяты> о проведении технической инвентаризации и выдаче технического паспорта.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец действительно длительное время с *дата* проживает в жилом балке <адрес> Балок был предоставлен истцу на основании удостоверения от *дата*, выданного на основании решения администрации и профкома ООО «<данные изъяты>».

В силу ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения (изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормами, иным требованиям законодательства).

В статье 16 ЖК РФ перечислены виды жилых помещений, в данном перечне не такой вид жилых помещений, как «балок», отсутствует.

Понятие недвижимого имущества закреплено в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому недвижимостью являются - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В то же время, в силу ст.40 ЖК РСФСР, действующего на момент предоставления истцу жилого помещения, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиями.

В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В связи с изложенным, на момент вселения предоставленный истцу балок должен был соответствовать нормам жилищного законодательства и иметь статус жилого помещения.

При этом наймодатель, то есть организация, предоставляющая жилое помещение, должен был провести все необходимые мероприятия по государственному учету распределяемого им жилищного фонда в соответствии с Постановлением СМ СССР от 10.02.1985г. № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда».

В силу ст.4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд.

В силу п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв.постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности наряду с прочими иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Как установлено, судом, истец проживает в спорном балке с 2001 года, то есть более десяти лет, законность его проживания никем не оспаривается, истец и члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства в спорном балке, также установлено отсутствие технической возможности для перемещения спорного балка без несоразмерного урона их назначению. В связи с этим, по мнению суда, спорный балок, по сути своей, является иным жилым помещением в других строениях, пригодные для проживания на момент вселения, применительно к п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ государственный учет жилищного фонда включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (БТИ).

Таким образом, указанное Положение отсылает к Положению об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв.постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921, которым непосредственно и руководствуются БТИ при проведении технической инвентаризации жилищного фонда.

Поскольку Положением об организации государственного технического учета регламентирована техническая инвентаризация лишь объектов капитального строительства, техническая инвентаризация жилых помещений в других строениях, не подпадающих под понятие «объекта капитального строительства», нормативными правовыми актами не предусмотрена.

В силу п.6, 7, 10 указанного Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Между тем, в силу п.2 ст.19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Отсутствие в жилищном законодательстве такого вида жилого помещения как «балок» и не проведение наймодателем в момент предоставления жилья истцу мероприятий по первичной технической инвентаризации и техническому учету этих жилых помещений, не должно влечь нарушение жилищных прав граждан, закрепленных ст.40 Конституции РФ.

Как установлено в судебном заседании, отсутствие технической документации на занимаемые жилые помещения препятствует возможности истца участвовать в окружной целевой программе «Жилище» на 2006 - 2010 годы, в рамках Положения о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, утв.постановлением Администрации ЯНАО от 15.03.2007г. № 122-А.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 11.09.2009г. № Д23-3379 «О лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о технической инвентаризации и государственном техническом учете объектов капитального строительства», техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, каковым, в данном случае, является истец.

В статье 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства, в соответствии с которыми жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих их отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, и др.

В силу ст.7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

Ст.12 ГК РФ защита права возможна путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ***ддд*** к <данные изъяты> о возложении обязанности произвести техническую инвентаризацию занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта удовлетворить.

Обязать Надымский филиал <данные изъяты> провести техническую инвентаризацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с выдачей технического паспорта.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме 11 февраля 2011 года с подачей жалобы через Надымский суд.

Председательствующий судья: