Дело № 2-1428/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «28» июля 2011 года город Надым Надымский городской суд ЯНАО в составе судьи Рахимкуловой Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***ооо*** к <данные изъяты> и <данные изъяты> о предоставлении жилищной субсидии, установил: ***ооо*** обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования <адрес> и <данные изъяты> о предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами ЯНАО в рамках федеральной целевой программы «<данные изъяты>». В обоснование исковых требований истица указала, что она имеет право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, в связи с чем обратилась с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «<данные изъяты>». *дата* окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО было принято решение о предоставлении ей социальной выплаты при условии передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. Считает, что условие о передаче занимаемого жилого помещения не соответствует закону, поскольку она не имеет в собственности жилых помещений, постоянно проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности её дочери – ***ммм***, которая участником подпрограммы не является, выезжать из районов Крайнего Севера не намерена. Представитель истицы – ***ддд***, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить истице социальную выплату без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. Ответчик Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО о дате судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В возражениях на исковое заявление ответчик исковые требования не признал, указал, что истица состоит в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по ЯНАО. Для получения жилищного сертификата истице необходимо выполнить условия участия в подпрограмме. Истица не предоставила документов, свидетельствующих о том, что она не имеет жилых помещений для постоянного проживания. При этом ***ооо*** в <данные изъяты> года умышленно ухудшила свои жилищные условия, отказавшись в ходе приватизации в пользу своих детей от доли в занимаемой ранее квартире, расположенной по адресу <адрес>, которая впоследствии была продана и на вырученные деньги приобретено спорное жилое помещение. Считает, что истица обязана передать занимаемое ею жилое помещение в собственность органам местного самоуправления. Истица в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие. Администрация муниципального образования <адрес> направила в суд возражения на исковое заявление, где указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просит отказать. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы по делу, приходит к следующему. Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении. Предоставление гражданам социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 В силу пункта 6 Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил и изъявившие такое желание. Подпункт «з» пункта 5 в свою очередь воспроизводит положения статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ. Как следует из материалов дела с *дата* истица состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. *дата* ***ооо*** подала главе МО <адрес> заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». На основании заявления ***жжж*** была признана участником подпрограммы и включена в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по ЯНАО под номером 43. *дата* окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, было принято решение о предоставлении социальной выплаты при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. По мнению суда, возложение на ***жжж*** обязанности по передаче в собственность органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения противоречит действующему законодательству. Согласно справке с места жительства, ***ааа*** постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери истицы- ***ммм***, право собственности приобретено по договору купли-продажи квартиры от *дата*, свидетельство о государственной регистрации права собственности от *дата*. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Подпунктом «ж» пункта 43 Правил, установлено, что для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы предоставляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 Правил, а именно: когда гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; когда гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам семьи на праве собственности, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Анализ положений вышеуказанных Правил позволяет сделать вывод о том, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина участника подпрограммы признаются граждане, являющиеся или признанные в судебном порядке членами семьи гражданина, которые учитываются при расчете размера социальной выплаты, то есть также изъявившие желание выехать за пределы районов Крайнего Севера и принявшие на себя обязательство о передаче жилого помещения органам местного самоуправления. Согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, даёт Министерство регионального развития РФ. Как указано в письме Министерства регионального развития РФ от 27 октября 2006 года № 27501-СБ/07, если гражданин участник подпрограммы не имеет в собственности жилья и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности лицу, не включенному в состав семьи гражданина-участника подпрограммы, то сертификат выдается гражданину-участнику подпрограммы на состав семьи без учёта этого лица. Жилое помещение в этом случае не передается в государственную или муниципальную собственность. В этом случае предоставления обязательства о сдаче жилья не требуется. В рассматриваемом случае, участником подпрограммы является только истица. Дочь истицы – ***ммм***, являющаяся единоличным собственником спорного жилого помещения, не включена в состав семьи ***ооо*** как член семьи, изъявивший желание выехать из районов Крайнего Севера, и не учитывается при расчете жилищной субсидии, обязательств по передаче спорной квартиры органам местного самоуправления ***ммм*** не давала. В этой связи, возложение на истицу обязанности принять на себя обязательство по передаче жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ***ммм***, произведено в нарушение требований статьи 35 Конституции РФ, гарантирующей охрану частной собственности законом и статьи 209 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей права собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности. В соответствии с Положением о Департаменте строительства и жилищной политики ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 8 июля 2010 года № 105-П, выдача в соответствии с федеральным законодательством государственных жилищных сертификатов входит в государственные функции осуществляемые Департаментом (пункт 2.86). В этой связи, надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ***ооо*** и обязать <данные изъяты> предоставить истице жилищную субсидию на состав семьи из одного человека без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ***ооо*** жилищную субсидию на состав семьи из одного человека в раках реализации федеральной целевой программы «Жилище» без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. В удовлетворении исковых требований к <адрес> – отказать. Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий(подпись) Мотивированное решение составлено «1» августа 2011 года. Копия верна: судья Рахимкулова Н.Р. Секретарь суда: