об поставки на учет нуждающихся в жилых помещениях



№ 2-1829/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.11.2011г. г.Надым

Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. с участием прокурора Давыдовой Л.А., при секретаре Малышевой И.А., рассмотрев в судебном заседании с участием истца ***ооо***, представителя ответчика ***ммм***, гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах ***ооо*** к Администрации МО <адрес> об обязании поставить на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в интересах ***ооо*** обратился в суд с иском к Администрации МО <адрес> об обязании поставить ***ооо*** на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании процессуальный истец – прокурор Давыдова Л.А. на иске настаивала, приведя в обоснование изложенные в иске обстоятельства. Также пояснила, что решением Надымского суда от *дата* признано, что истец до 23 лет являлся лицом, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с законом ЯНАО № 36-ЗАО от 30.05.2005г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» истец имеет право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, ведение такого учета осуществляется по месту жительства граждан органами местного самоуправления. Также пояснила, что основанием для отказа истцу в постановке на учет явилось то обстоятельство, что на момент обращения истец был старше 23 лет, однако обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы опеки и попечительства. Несвоевременное выявление истца и постановка его на учет, как лица, оставшегося без попечения родителей, не могут являться основанием для ограничения гарантированного ему права на жилое помещение. Просила иск удовлетворить, дополнила исковые требования – просила обязать ответчика поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Истец в судебном заседании пояснил, что до исполнения ему 23лет он учился, в 2002г. окончил <данные изъяты>, где находился на полном государственном обеспечении и был зарегистрирован, по окончании училища ему сказали, что он уже не является ребенком-сиротой, сняли с регучета и отправили домой в <адрес>, но в <адрес> у него нет жилья. Он остался без родителей в двухлетнем возрасте, отец был осужден, но не был лишен родительских прав, с двух лет он находился в разных детских домах. Отец отсидел в тюрьме 13 лет, после отбытия наказания создал другую семью, с ним, истцом, отношений не поддерживает. В прошлом году он обратился в суд и решением суда было признано, что до 23лет он являлся ребенком-сиротой. Администрация отказывает ему в постановке на учет только по тому основанию, что сейчас ему уже 28лет, а не 23. Других оснований для отказа нет.

Представитель ответчика Администрации МО <адрес> ***ммм*** в судебном заседании против иска не возражала, пояснила, что действительно решением суда истец был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. На его обращение о постановке на учет органом местного самоуправления было отказано в связи с тем, что право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма имеет лицо в возрасте до 23лет. На момент обращения с заявлением возраст истца превышал 23 года, поэтому принятием его на учет орган местного самоуправления превысил бы свои полномочия, что повлекло бы неблагоприятные последствия, в связи с этим Администрацией было рекомендовано истцу решить этот вопрос в судебном порядке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В силу ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005г. № 36-ЗАО
«О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком
автономном округе» регламентирует обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан.

Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. Ведение такого учета осуществляется по месту жительства граждан органами местного самоуправления.

В силу ст.16 того же закона, право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют, в том числе, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец родился *дата* в <адрес>. Зарегистрирован в <адрес> дом является бесхозяйным, аварийным. Жилья на праве собственности истец не имеет.

Письмом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО истцу сообщено о необходимости постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, для чего рекомендовано обратиться в Администрацию МО <адрес>, в чьи полномочия входит постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Письмом Администрации МО <адрес> истцу отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи тем, что на момент обращения истец достиг возраста 28лет, то есть был старше 23лет.

Иных оснований для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не установлено и на наличие таких оснований лица, участвующие в деле, не ссылались.

В силу ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Решением Надымского суда от *дата* установлено, что ***ооо*** являлся до достижения 23 лет ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу и в соответствии со ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.

Принятое в отношении ***ооо*** решение суда подтверждает его статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В силу ст.121 СК РФ, обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания, образования.

Также и в силу ст.7 Закона ЯНАО от 30.05.2005г. № 36-ЗАО
«О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком
автономном округе» выявление и первоначальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, до момента наступления обстоятельств, дающих им право на внеочередное получение жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства.

Поскольку истец до настоящего времени на учет не принят, очевидно, что надлежащий контроль в отношении истца за условиями его жизни и соблюдением его прав, не велся.

При этом несвоевременное выявление истца и постановка его на учет, как лица, оставшегося без попечения родителей, не должны являться основанием для ограничения гарантированного истцу права на жилое помещение.

В силу ст.6 Закона ЯНАО от 30.05.2005г. № 36-ЗАО
«О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком
автономном округе» состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право, помимо прочих, и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст.10 того же закона, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений, включаются в Список N 3. Формирование списка осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми.

Таким образом, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, ответчик обязан поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории Списка N 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Надымского городского прокурора в интересах ***ооо*** удовлетворить.

Обязать Администрацию МО <адрес> поставить ***ооо***, *дата*г.рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории Списка N 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский суд.

Председательствующий судья: подпись

Решение принято судом в окончательной форме 21.11.2011г.

Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.

Секретарь суда__________________