о возложении обязанности по ликвидации свалки



№ 2-1582/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 г. г.Надым, ЯНАО

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Антипова Н.А., при секретаре Якименко О.В., с участием исполняющего обязанности Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ***ааа***, представителя ответчика ***ддд***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов ***ммм*** к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, и о возложении обязанности ликвидировать свалку,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах ***ммм*** к администрации муниципального образования <адрес> (администрация МО <адрес>) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, и о возложении обязанности ликвидировать свалку. В обоснование иска указано, что проверкой, проведенной по заявлению ***ммм*** установлено, что на территории муниципального образования <адрес>, на земельном участке бывшего вагон городка «<данные изъяты>», организована свалка из различных видов отходов. Указывая, что бездействие администрации в отношении несанкционированной свалки нарушает права ***ммм*** и неопределенного круга лиц, ссылается на ст.42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст.1 Земельного кодекса РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления с территории земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, бывший вагон городок «<адрес>» <адрес>». Обязать администрацию в срок до *дата* ликвидировать свалку с территории земельного участка.

В судебном заседании и.о. Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ***ааа*** иск поддержал, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении. В части установления сроков, требования изменил, полагал возможным предоставить ответчику срок для ликвидации свалки до *дата*. Срок до *дата*, по его мнению, необоснованно затянет исполнение решения суда. Ответчику предоставляется календарный год, для ликвидации свалки, что само по себе является достаточным периодом для разрешения вопроса.

***ммм*** в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором полностью поддержал позицию природоохранного прокурора и просил рассмотреть дело в его отсутствие. Стороны полагали возможным рассмотреть дело в отсутствие гражданина ***ммм***

Представитель ответчика по доверенности ***ддд*** иск признал, просил установить срок для ликвидации свалки до *дата*, поскольку в настоящее время в бюджете не заложены расходы на уборку свалок, они будут заложены в бюджет 2012 года. Состоявшимися решениями суда на них уже возложена обязанность в срок до *дата* ликвидировать свалки, расположенные на других земельных участках. Для разнесения во времени этих работ, просил предоставить срок до *дата*. Указал, что администрация муниципального образования примет все необходимые меры для ликвидации свалки.

Представитель третьего лица <адрес> в судебное заседание также не явился. И.о. начальника территориального отдела в <адрес> и района ***ннн*** в отзыве сообщила, что свалки мусора наносят непоправимый вред окружающей среде, отходы загрязняют почву, делая ее не пригодной для дальнейшего использования, а также наносят вред водным объектам. Сослалась на «Регламент мероприятий по благоустройству и содержанию территории муниципального образования <адрес>», согласно которому на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах, а также допускать загрязнения соседних участков собственными отходами. Считает доказанным факт захламления участка, расположенного в вагон городке «<адрес> и указывает, что по количеству отходов и протяженности свалки можно судить о непринятии мер по санитарной очистке данной территории. В данном факте усматривает наличие непосредственной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде на территории <адрес>, нарушении прав граждан на благоприятную среду обитания.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и.о. природоохранного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 83 ЗК РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, земельный участок, расположенный: бывший вагон городок <адрес> находится в черте муниципального образования <адрес>. Проверкой, проведенной Ямало-Ненецким природоохранным прокурором, на данном участке выявлена несанкционированная свалка, состоящая из различных видов отходов.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ в обязанности по использованию земельных участков входит использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Частью 5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещено размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Согласно ч.1 ст.13 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона <адрес> «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований <адрес>», в составе территории муниципального образования <адрес> образовано и наделено статусом городского поселения муниципальное образование <адрес> с административным центром <адрес>.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В ходе проверки санитарного содержания вышеуказанного земельного участка установлено, что территория захламлена твердыми бытовыми отходами (стеклянные, полиэтиленовые бутылки, пакеты с домашним мусором), отходы от деятельности предприятий торговли (деревянные ящики, мешки, испорченные овощи и др.), строительный мусор, использованные автопокрышки, металлолом. Мер по очистке данного земельного участка не предпринимается, что подтверждается Актом «Обследования земельных участков по факту образования несанкционированных свалок на территории <адрес>» от *дата* и фототаблицей.

При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования <адрес> своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора со стихийно сложившейся свалки привело к нарушению прав жителя <адрес> ***ммм*** на благоприятную природную среду. Также несанкционированное размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке в летний, пожароопасный период может привести к их возгоранию и ухудшению качества атмосферного воздуха и оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, есть все основания для возложения обязанности на администрацию МО <адрес> по приведению земельного участка, расположенного: <адрес>, бывший вагон-городок <адрес> в соответствие с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

При этом суд считает, срок, заявленный природоохранным прокурором для устранения свалки до 1 июля 2012 года обоснованным и достаточным для исполнения решения суда и разрешения вопроса, который относится к категории общественно важных и значимых, поскольку затрагивает права граждан на благоприятную среду и оказывает влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в целом.

Соответственно, иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления с территории земельного участка расположенного: <адрес>

Обязать администрацию <адрес> в срок до *дата* ликвидировать свалку с территории земельного участка расположенного: <адрес> путем вывоза отходов на санкционированный полигон ТБО.

Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено «02» сентября 2011 года.