жилищный спор



<данные изъяты>

Дело №2-769/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» мая 2012 года город Надым

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                 Рахимкуловой Н.Р.,

при секретаре                                                             Корижиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "В" к Государственному унитарному предприятию ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» о проведении технической инвентаризации занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» Надымский филиал о проведении технической инвентаризации занимаемого жилого помещения и выдаче технического паспорта. В обоснование иска указано, что в доме № 61 АТБ-6 посёлка Старый Надым на основании ордера. Он обратился к ответчику с просьбой об изготовлении технического и кадастрового паспортов на занимаемое жилое помещение, но получил отказ с мотивировкой, что дом не является недвижимым имуществом и техническая инвентаризация таких жилых помещений не проводится. Просил обязать ответчика провести техническую инвентаризацию занимаемого балка и выдать технический паспорт на балок.

В судебном заседании представитель истца "А" на исковых требованиях настаивал по доводам искового заявления.

Ответчик ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» о дате судебного заседания извещен своевременно, в судебное заседание своего представителя не направил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец с 14 сентября 1985 года проживает в жилом балке *№ обезличен* АТБ-6 посёлок Старый Надым, что подтверждается справкой с места жительства. 22 ноября 1993 года на основании решения главы Администрации посёлка Старый Надым истице был выдан ордер на проживание в балке.

На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 51-р от 25 февраля 2009 года, балок *№ обезличен* АТБ-6 Правобережная территория город Надым передан в муниципальную собственность муниципального образования город Надым.

В силу ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения (изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормами, иным требованиям законодательства).

В статье 16 ЖК РФ перечислены виды жилых помещений, в данном перечне такой вид жилых помещений, как «балок», отсутствует.

Понятие недвижимого имущества закреплено в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому недвижимостью являются – земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В то же время, в силу ст.40 ЖК РСФСР, действующего на момент предоставления истцу жилого помещения, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиями.

В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В связи с изложенным, на момент вселения, предоставленный семье истца балок должен был соответствовать нормам жилищного законодательства и иметь статус жилого помещения.

При этом наймодатель, то есть организация, предоставляющая жилое помещение, должен был провести все необходимые мероприятия по государственному учету распределяемого им жилищного фонда в соответствии с Постановлением СМ СССР от 10.02.1985г. № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда».

В силу ст.4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд.

В силу п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв.постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности наряду с прочими иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Как установлено судом, истец проживает в спорном балке более двадцати лет, законность её проживания никем не оспаривается, истец и члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства в спорном балке. В связи с этим, по мнению суда, спорный балок, по сути своей, является иным жилым помещением в других строениях, пригодных для проживания, применительно к п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ государственный учет жилищного фонда включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (БТИ).

Таким образом, указанное Положение отсылает к Положению об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв.постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921, которым непосредственно и руководствуются БТИ при проведении технической инвентаризации жилищного фонда.

Поскольку Положением об организации государственного технического учета регламентирована техническая инвентаризация лишь объектов капитального строительства, техническая инвентаризация жилых помещений в других строениях, не подпадающих под понятие «объекта капитального строительства», нормативными правовыми актами не предусмотрена.

В силу п.6, 7, 10 указанного Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Между тем, в силу п.2 ст.19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Отсутствие в жилищном законодательстве такого вида жилого помещения как «балок» и непроведение наймодателем в момент предоставления жилья семье истца мероприятий по первичной технической инвентаризации и техническому учету этих жилых помещений, по мнению суда, не должно влечь нарушение жилищных прав граждан, закрепленных ст.40 Конституции РФ, в противном случае истец фактически лишается права на переселение из ветхого и аварийного жилого помещения.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 11.09.2009г. № Д23-3379 «О лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о технической инвентаризации и государственном техническом учете объектов капитального строительства», техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, каковым, в данном случае, являются истец.

В статье 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства, в соответствии с которыми жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих их отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, и др.

В силу ст.7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита права возможна путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной центр технической инвентаризации» в лице Надымского филиала провести техническую инвентаризацию жилого помещения по адресу – Ямало-Ненецкий автономный округ посёлок Старый Надым АТБ-6 балок *№ обезличен*, с выдачей технического паспорта.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд ЯНАО с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий(подпись)

Мотивированное решение составлено «28» мая 2012 года.

Копия верна: Судья Рахимкулова Н.Р.

Секретарь суда: