Дело № 2-553/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2012 года г.Надым, ЯНАО Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи АнтиповойН.А., при секретаре судебного заседания Ереминой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца "О", представителя Коваленко А.А., гражданское дело по исковому заявлению "О" к Администрации МО Надымский район о признании невозможным требования о сдаче либо безвозмездном отчуждении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: "О" обратился в суд с иском к Администрации МО Надымский район о признании невозможным требования о сдаче либо безвозмездном отчуждении жилого помещения. Указал, что состоит в списках на предоставление социальной выплаты (жилищной субсидии) по программе переселения за пределы ЯНАО, является инвалидом, ветераном ЯНАО. При подготовке документов, орган местного самоуправления направил ему письмо в котором обозначен список документов для получения указанного сертификата. В пункте 6 списка заявлено требование о предоставлении "В" обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Просит признать данный пункт в отношении него невозможным поскольку жилья в собственности не имеет. Определением суда в качестве соответчика по делу привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. В судебном заседании "О" несколько раз изменял требования и просил обязать ответчиков предоставить ему жилищную субсидию, а решение об её отказе в её предоставлении признать не законным. В судебном заседании 31 мая 2012 г. настаивал на редакции первоначально заявленного требования – признать пункт 6 требования Администрации МО Надымский район от 30 января 2012 г. об обязательстве, сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, расположенного по адресу: г.Надым, ул.Ямальская, д.9, кв.*№ обезличен* – невозможным. Пояснил, что состоял в списках на получение субсидии с членами своей семьи – двумя сыновьями. Всей семьёй, с супругой "П" они проживали в указанной квартире. Однако в июне 2011 года он с супругой развелся, имущество не делил, решил всё оставить ей. В настоящее время старший сын – "В", сын супруги от первого брака, которого он считает своим членом семьи работает в г.Надыме, младший сын - "Р" проживает и учится в г.Москве. Бывшая супруга "П" выезжать из г.Надыма не намерена. Просит признать пункт 6 невозможным, поскольку сдавать ему нечего, у него в наличии нет жилого помещения. Считает, что после стольких лет работы на Крайнем Севере имеет право получить от государства квартиру без отчуждения жилого помещения. Представитель "О", адвокат Коваленко А.А., доводы своего доверителя поддержал. Настаивал, что жилого помещения у "О" нет, а значит и сдавать ему нечего. Следовательно, исполнение пункта 6 требования Администрации МО Надымский район невозможно. Ответчик – Администрация МО Надымский район в судебное заседание своего представителя не направила. В отзыве полагали себя не надлежащим ответчиком, поскольку решения об отказе либо выдаче жилищного сертификата "О", не принимали. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Ответчик - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание своего представителя не направил. В отзыве требования "О" не признал, указал, что при включении в списки "В" был уведомлен об обязанности сдать занимаемое жилье. Для получения сертификата гражданин участник подпрограммы обязан предоставить определенный пакет документов, в том числе обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения. Однако "О" перед получением сертификата формально расторг брак с супругой, признал её сына от первого брака членом своей семьи. По мнению представителя Департамента, это действия свидетельствуют о злоупотреблении истца правом. Просил в иске отказать, дело рассмотреть в их отсутствие. Свидетель "П" в судебном заседании пояснила, что является пенсионеркой, не работает. Состояла с "О" в браке с 1985 года, в мае 2011 года брак расторгнут. Однако, несмотря на это, отношения у них остались хорошими и они продолжают проживать в одном жилом помещении. Имущество с бывшим супругом не делили - ему делить нечего, у него в собственности ничего нет. Они решили, что квартира, в которой они проживают останется ей, поскольку она из г.Надыма выезжать не желает. Старший сын - "В" работает в градообразующем предприятии города и возможно, также будет проживать в г.Надыме, поэтому необходимо жильё. После окончания ВУЗа, младший сын "Р" также может принять решение о возвращении в Надым. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего. Согласно справки ЖЭУ, истец зарегистрирован по адресу – г.Надым, ул.Ямальская, д.9, кв.*№ обезличен*, совместно с бывшей супругой "П", сыном "Р", сыном супруги "В" Указанная квартира приобретена по договору купли-продажи 26 мая 1998 г. "П" "В" состояли в зарегистрированном браке с 12 января 1985 года. Брак между "О" и "П" прекращен 08 мая 2011 года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака, выданным 08 июня 2011 года. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцом 30 марта 1998 года было подано заявление включении его в очередь на переселение за пределы ЯНАО. Решением управления по жилищным программам от 30 июня 2011 г. истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии с уведомлением, направленным Администрацией МО Надымский район 30 января 2012 г. "О" для получения жилищного сертификата предложено предоставить документы: 1.заявление на выдачу сертификата; 2.документы, удостоверяющие личность гражданина – участника подпрограммы; 3. выписку из домой книги и копию финансового лицевого счета; 4. документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членом семьи; 6. обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность; 7. копию правоустанавливающих документов на жилое помещение, принадлежащее гражданину – участнику подпрограммы и членам его семьи. Обозначенные выше документы было предложено предоставить в срок до 15 февраля 2012 г. В связи с этим "О" обратился в суд с исковым заявлением о признании членом семьи нанимателя – "В", сына его супруги от первого брака. Решением Надымского суда от 15 февраля 2012 г., вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение, "В", <данные изъяты> года рождения, сын "П" , признан членом семьи "А". Указанным решением суда также установлено, что "П" "А" "В" проживают в одной квартире как семья, споров по пользованию квартирой между "В" нет, в качестве члена семьи в квартиру был вселен "В", еду готовит "П" на всю семью и питаются вместе, ведут общее хозяйство. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей не позднее 01.01.1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на этим цели. В соответствии со ст.6 того же закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечении граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом. В соответствии с п.16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, в случае, если гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. В соответствии с п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, предусмотрено, что для получения государственного жилищного сертификата гражданин – участник подпрограммы обязан предоставить определенный пакет документов, перечисленных в данном пункте, в том числе обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения. В случае не представления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, в том числе обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, сертификат не выдается. Действительно, в соответствии с п.17 тех же Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина-участника подпрограммы. Таким образом, перечисленные лица признаются членами семьи применительно к условиям подпрограммы, то есть учитываются при расчете размера социальной выплаты безусловно, а иные лица – в случае признания их в судебном порядке членами семьи гражданина-участника подпрограммы. Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного. Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. В этом же пункте и пункте 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание. Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней на этих условиях. Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями. Вместе с тем, квартира, в которой проживает истец, была приобретена "П", его бывшей супругой в период брака с "О" В соответствии со ст.34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Таким образом, суд усматривает непосредственную взаимосвязь между правом истца на получение сертификата и правом на супружескую долю в совместной собственности с бывшей супругой "П" Следовательно, в силу ч.1 ст.38 Семейного кодекса РФ "О" имеет право и возможность выделить свою долю в объекте недвижимости и исполнить требование о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, либо, в соответствии с абз.5 ст.6 Закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей», получить сертификат за вычетом доли в праве совместной собственности на квартиру и реализовать своё право на переселение. В противном случае, при выдаче сертификата на приобретение жилья, право на выдел доли в совместной собственности не утрачивается и может быть востребовано истцом. Таким образом, "О" предоставляется возможность приобретения дополнительного жилья – уже за пределами ЯНАО, что противоречит смыслу Закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей». Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований "О" - признать пункт 6 требования Администрации МО Надымский район от 30 января 2012 г. об обязательстве, сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, расположенного по адресу: г.Надым, ул.Ямальская, д.9, кв.*№ обезличен* – невозможным. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 209 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление "О" к Администрации МО Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политике о признании невозможным обязательства о признании требования о сдаче либо безвозмездном отчуждении жилого помещения, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение месяца со дня составления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий: Мотивированное решение составлено 04 июня 2012 года. Судья: РЕШЕНИЕ