Дело № 2-1068/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2012 года г.Надым, ЯНАО Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Антиповой Н.А., при секретаре судебного заседания Ереминой Е.И., с участием представителя истца Шульга В.Е., гражданское дело по исковому заявлению "Е" к Администрации МО Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании отказа в выдаче сертификата незаконным и возложении обязанности по предоставлению жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: "Е" обратился в суд с вышеуказанным иском. Указал, что состоял в списках на предоставление социальной выплаты (жилищной субсидии) по программе переселения за пределы ЯНАО. 18 апреля 2012 года Администрация МО Надымский район сообщила ему, что в соответствии с Приказом департамента строительства и жилищной политики ЯНАО № 121-ОД от 09 апреля 2012 года ему отказано в выдаче жилищного сертификата на основании п.44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральном законодательством ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы». Считает, что своевременно подал все необходимые документы, в связи с чем оснований для отказа в оформлении бланка государственного жилищного сертификата не имеется. В пояснении к иску представитель истца Киселев М.С. указал, что его доверитель жилья в собственности не имеет, а потому требование Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО (далее Департамент) о сдаче занимаемой квартиры *№ обезличен* дома 7 по проспекту Ленинградскому города Надыма несостоятельно. Несмотря на то, что квартира была приобретена в период брака с бывшей супругой – "В", однако, в силу ст.34 Семейного кодекса РФ не является совместной собственностью, так как была передана "В" в порядке приватизации, то есть по безвозмездной сделке. В судебном заседании представитель истца по доверенности Шульга В.Е. поддержали требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ответчики, Администрация и Департамент в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия их представителей. Ответчик – Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО в возражениях относительно иска "Е" полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Представитель Департамента Чепурнов В.Н. указал, что законом установлено право граждан на получение жилищных субсидий при соблюдении условий их предоставления. Одним из условий является предоставление обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения, принадлежащего участнику подпрограммы и (или) членам его семьи на праве собственности. Поскольку в собственности бывшей супруги заявителя находится жилое помещение, Департаментом было принято решение об отказе "Е" в выдаче сертификата, так как соответствующее обязательство не представлено. Администрация МО Надымский район в своих возражениях указала, что решение о выдаче сертификатов не принимала, субъективные права "Е" не нарушала и не оспаривала, полагала себя ненадлежащим ответчиком. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего. Согласно справки филиала ОАО «Единый расчетно-информационный центр ЯНАО» в г.Надыме, истец "Е" зарегистрирован по адресу – г.Надым, ул.Ленинградский проспект, д.7, кв.*№ обезличен*, совместно с членами семьи Из заявления о передаче в собственность данной квартиры следует, что "В" просила передать квартиру в совместную собственность на состав семьи 5 человек: супруг (истец по настоящему иску) "Е", жена "В", дочь "З", дочь "К", внучка "Ш" Процент долевого участия не определен. Основанием права пользования жилым помещением указан ордер №757серииВ от 13 июля 1982 года, выданный Надымским горсоветом. В соответствии с представленным договором №56 от 23 июня 1993 года данная квартира была передана бесплатно "В" в совместную собственность на семью из 5 человек в порядке приватизации. Переход права собственности зарегистрирован 28 июня 1993 в БТИ. 13 июня 2001 года выдано свидетельство о государственной регистрации права на данную квартиру *№ обезличен* РХ 659838. Супруги "К" состояли в зарегистрированном браке с 13 июня 1970 года. Брак между супругами "Е" и "В" расторгнут 11 декабря 2010 года. Из выписки из протокола заседания комиссии по распределению жилья за пределами ЯНАО от 30 марта 1998 года следует, что на основании заявления от 30 марта 1998 года "Е" принят на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. В заявлениях (рапортах) "Е" от 08.02.2011 года и 13.02.2012 года указано, что жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеет, ознакомлен с условиями участия в подпрограмме и условиями получения государственного жилищного сертификата, о чем имеется собственноручная подпись. Решением управления по жилищным программам от 30 июня 2011 г. истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей не позднее 01.01.1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на этим цели. В соответствии со ст.6 того же закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечении граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом. В соответствии с п.16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, в случае, если гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. В соответствии с п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, предусмотрено, что для получения государственного жилищного сертификата гражданин – участник подпрограммы обязан предоставить определенный пакет документов, перечисленных в данном пункте, в том числе обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения. В случае не представления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, в том числе обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, сертификат не выдается. Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного. Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. В этом же пункте и пункте 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание. Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней на этих условиях. Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями. Вместе с тем, квартира, в которой проживает истец, была передана в совместную собственность семьи "К", включая самого истца. В связи с этим, доводы представителя истца о том, что спорная квартира не является совместной собственностью бывших супругов являются несостоятельными. Таким образом, суд усматривает непосредственную взаимосвязь между правом истца на получение сертификата и правом на долю в совместной собственности на данную квартиру. Следовательно, истец имеет право и возможность выделить свою долю в объекте недвижимости и исполнить требование о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, либо, в соответствии с абз.5 ст.6 Закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей», получить сертификат за вычетом доли в праве совместной собственности на квартиру и реализовать своё право на переселение. В противном случае, при выдаче сертификата на приобретение жилья, право совместной собственности на спорную квартиру не утрачивается и может быть востребовано истцом. Таким образом, "Е" предоставляется возможность приобретения дополнительного жилья – уже за пределами ЯНАО, что противоречит смыслу Закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей». Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований "Е" Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 209 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление "Е" к Администрации МО Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании отказа в выдаче сертификата незаконным и возложении обязанности по предоставлению жилищного сертификата, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение месяца со дня составления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий: Мотивированное решение составлено 16 июля 2012 года. Судья: