ДЕЛО№2-416/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 марта 2012 года Надымский городской суд ЯНАО в составе председательствующего судьи Антоновой в.А., при секретаре Антонове А.А. с участием истца "М", представителя ответчика Галимского В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "М" к Администрации МО г.Надым о признании незаконным решения о не начислении и не выплате премий, взыскании премиальных выплат и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: . "М" обратился в суд с иском к Администрации МО г.Надым о признании недействительным в части распоряжений о выплате премий, о взыскании не начисленной и не выплаченной премии за 4 квартал 2011 года, премий по итогам работы за 2010 и по итогам работы за 2011 годы. В обосновании иска указал, что он проходил муниципальную службу на должности главного специалиста жилищного отдела в Администрации МО г.Надым с 17 июля 2009 года по 02.12.2011 года и был уволен по собственному желанию.27 декабря 2011 года на его заработную карту поступили денежные средства в размере 21700 рублей 92 копейки, которые включают в себя премию за 4 квартал 2011 года в размере 50% от месячного содержания и премия по итогам работы за 2011 год в размере 30% месячного содержания. Премия по итогам работы за 2010 год ему вообще не была начислена и выплачена. С указанным размером премии не согласен, так как в период его работы в Администрации нареканий в его адрес не было. Отзывы о его работе, а также результаты квалификационного экзамена и аттестации свидетельствуют о том, что условия премирования предусмотренный Порядком планирования и осуществления выплат материального поощрения муниципальных служащих МО г.Надым от 07.09.2007 года им соблюдены и оснований для уменьшения размера премий у главы администрации МО г.Надым не было. Считает, что ему обязаны начислить и выплатить премии в размере 100% месячного содержания, а именно премию по итогам работы за 2010 год в размере 34766 рублей 50 копеек, премию за 4 квартал 2011 года в размере 14524 рубля 73 копейки и по итогам работы за 2011 года в размере 24311 рублей 40 копеек, а также компенсировать моральный вред выразившийся, в том, что в данный период его семья находилась в тяжелом материальном положении, так как родился ребенок, жена находилась в декретном отпуске и из циничного отношения бывшего работодателя он сильно переживал, в связи с чем поднималось артериальное давление, моральный вред оценил в 50000 рублей. В судебном заседании истец "М" заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил признать незаконным решение Главы Администрации МО г.Надыма о не начислении и не выплате ему премий в полном объеме. Полагал, что невыплатой ему премии по итогам работы за 2010 г., не полностью начисленная и выплаченная премия за 4 квартал и по итогам 2011 года нарушают его права. Просит взыскать данные премии в полном объеме. Также пояснил, что основанием для выплаты ему премий в меньшем объеме послужило, то что он уволился по собственному желанию, ранее до увольнения все премии у него были в размере 100% ежемесячного денежного содержания, при этом согласно Постановления Главы Администрации МО г.Надым №122 от 07.09.2007 года, работникам проработавшим неполный рабочий период и уволенным по собственному желанию премия по результатам работы выплачивается пропорционально удовлетворенным требованиям. Представитель ответчика администрации МО г.Надым Галимский В.В.(действующий на основании доверенности), в судебном заседании иск в части взыскании премии и компенсации морального вреда не признала. Суду пояснила, что "М", действительно работал в качестве главного специалиста жилищного отдела Администрации МО г.Надым и 02 декабря 2011 года был уволен по собственному желанию. В декабре 2011 года с ним был произведен полный расчет, при этом была выплачена премия по итогам работы за 2011 год в размере 30% от месячного содержания, 50% премии за 4 квартал 2011 года и не начислена и не выплачена премия по итогам работы за 2010 года, так как сначала "М" хотели выплатить 20% премии, но так как денег не было его из списков на получение премии исключили. Данная премия не входит в денежное содержание муниципального служащего, а является дополнительным видом поощрения муниципальных служащих и в соответствии с п.3.3 Распоряжения Главы администрации МО г.Надым от 07.09.2007 года №122 об утверждении Порядка планирования средств и осуществления выплат материального поощрения муниципальных служащих МО г.Надым –размер премии по итогам работы за квартал, год определяется персонально в отношении каждого работника, исходя из результатов его деятельности и не может превышать месячное денежное содержание. Согласно служебных записок истцу был проставлен процент премии от его денежного содержания за 2010 год-0%, за 4 квартал 2011 года 50% и за 2011 года в размере 30%.Данный премии были выплачены исходя из оценки его работы. Каких либо служебных записок о причинах снижения премии руководители отделов главе администрации не подают, а просто указываю процент премии подлежащий выплате. Считает, что Администрация правомерно начислила и выплатила истцу премию по результатам его работы и основания для довзыскания премии нет. Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд. Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Судом установлено, что на основании трудового договора от 17 июня 2009 года "М" был принят на работу в администрацию муниципального образования г.Надым на должность главного специалиста в жилищный отдел. Согласно п. 5.1 работнику установлено денежное содержание, а также надбавки к должностному окладу согласно действующему законодательству. Кроме этого работнику производятся и иные выплаты, которые производятся в размерах и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством ЯНАО и муниципальными правовыми актами 08 июня 2011 года к трудовому договору было заключено дополнительное соглашение, которое дополнили п.5.1 раздела 5 трудового договора, согласно которого истцу были установлены дополнительные надбавки к должностному окладу за классный чин и за особые условия муниципальной службы. Кроме этого согласно Собрания Депутатов МО г.Надым№75 от 12.09.2007 года «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих МО г.Надым» утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих МО г.Надыма и согласно п.10 данного Положения кроме выплат, установленных данным Положением, муниципальным служащим производится дополнительные выплаты, к которым отнесены иные выплаты материального поощрения Как следует из записи в трудовой книжке на основании Распоряжения от 30.11.2011 года №165 л/с "М" был уволен по собственному желанию со 2 декабря 2011 года. В соответствии с Постановлением Главы Администрации МО г.Надым№122 от 07.09.2007 года –утвержден Порядок планирования средств и осуществления выплат материального поощрения муниципальных служащих МО г.Надым. Согласно п.3 данного Порядка- премии по итогам работы за квартал, год выплачиваются на основании муниципального правого акта Главы Администрации МО г.Надым при наличии финансовой возможности бюджета МО г.Надым в размере не более 5-ти месячных денежных содержаний в расчете на год, а работникам, проработавшим не полный рабочий период и уволенным по собственному желанию, премия по результатам работы выплачивается пропорционально отработанному времени. Согласно п.3.2 Постановления Главы Администрации МО г.Надым №136 от 04.07.2008 года « О внесении изменений в постановление главы Администрации №122 от 07.09.2007 года» - условиями премирования работников по итогам работы за квартал и год являются: -личный вклад каждого работника в выполнение задач, поставленным перед органом местного самоуправления ; добросовестное и качественное выполнение функций, предусмотренных должностными инструкциями, оперативное, качественное рассмотрение и подготовка документов, писем, жалоб и обращений граждан; соблюдение порядка ведения делопроизводства, учета и сроков предоставления отчетности, контрольных заданий; выполнение иных особо важных заданий и поручений ;соблюдение трудовой дисциплины. В силу п.3.3 данного постановления –размер премии по итогам работы за квартал, год определяется персонально в отношении каждого работника, исходя из результатов его деятельности, и не может превышать месячное денежное содержание, при этом также в данном постановлении указано,что уволенным работникам по собственному желанию премия выплачивается пропорционально отработанному времени. 15 декабря 2011 года Распоряжением Главы Администрации МО г.Надым№919-р было решено премировать муниципальных служащих по итогам работы за 2010 года, Распоряжением Главы Администрации МО г.Надым№941-р от 22 декабря 2011 года было также решено премировать работников муниципального образования по итогам работы за 4 квартал 2011 года и Распоряжением Главы Администрации МО г.Надым№942-р от 22 декабря 2011 года было решено премировать муниципальных служащих по итогам работы за 2011 год. На основании данных Распоряжений по докладным запискам руководителей отделов были установлены проценты к месячному денежному содержанию для выплат премий уволенным работникам и "М" по итогам работы за 2011 год было установлено 30% премии, по итогам работы за 4 квартал 2011 года 50% и за по итогам 2010 года процент месячного содержания для расчета премии был установлен 0%,при этом ранее в докладной записке на имя Главы Администрации процент у "М" по итогам работы за 2010 год был установлен 20%. Согласно расчетного листа и сторонами не оспаривается, после увольнения в декабре 2011 года "М" было начислено и выплачено премии по итогам 2011 года в размере 10419 рублей 19 копеек, что составляет 30% месячного содержания и за 4 квартал 2011 года 14524 рубля 73 копейки, что составляет 50% месячного содержания муниципальных служащих, за 2010 год премия "М" выплачена не была. Свои требования о взыскании премии по результатам работы за 2010 г., за 2011 год и за 4 квартал 2011 года в полном объеме, то есть в размере 100% ежемесячного денежного вознаграждения, истец основывает на том, что оснований для уменьшения или лишения его данной премии не было, а за 2011 года работодатель обязан был выплатить 100% премии пропорционально отработанному времени. Суд находит, что заявленные требования о выплате премии основанными основаны на законе и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Так, согласно статье 26 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Как было указано выше, данные виды поощрения установлены Положением о денежном содержании муниципальных служащих МО г.Надым, утвержденных Решением Собрания Депутатов МО г.Надым№75 от 12.09.2007 года, Постановлением Главы Администрации МО г.Надым №122 от 07.09.2007 года и Постановлением Главы Администрации МО г.Надым№136 от 04.07.2007 года в котором указано, что является условием премирования работников по итогам квартала и года. Суд, считает, что данные премия входят в состав оплаты труда, так как в положении о премировании предусмотрена выплата премии, за квартал и по итогам года, следовательно, эта премия является частью трудовых отношений между работодателем и работниками. Истец со своей стороны выполнили обозначенные в положении о премировании обязательства, обратного ответчиком не предоставлено. Следовательно, работодатель также обязан исполнить свои обязательства - выплатить премии по итогам года и квартала. Если положением о премировании установлен определенный процент премирования, работодатель не может уменьшить размер премии по своему усмотрению. Это возможно только в том случае, если работник допустил производственное упущение, за которое снижается размер премий. Законодательством не предусмотрен порядок лишения работников премии полностью или частично, а положениями о премировании Администрации МО г.Надым, также не установлены основания снижения премий. Спор возник между бывшим работником Администрации МО г.Надым о правовых основаниях снижения размера премии работодателем по отношению к истице. Не могут быть приняты во внимание и оценены судом как правовое основание для снижения премии истцу доводы ответчика о том, что истцу выплачена премия по итогам работы за 2011 года и по итогам работы за 4 квартал на основании приложенных к Распоряжению докладных записок о выплате премий в которых указан подлежащий процент выплаты премии истцу, так как суду не предоставлены доказательства, что истцом в данный период были допущены какие либо нарушения трудовой дисциплины, он не качественно исполнял свои трудовые обязанности, а лишении премии за 2010 года в связи с нехваткой средств, суд вообще считает несостоятельным, так как другим работникам работающим в Администрации МО г.Надым премия по итогам работы за 2010 года была начислена и выплачена. Таким образом. в судебном заседании достоверно было установлено, что Ответчик не доказал законность и обоснованность выплаты премии по итогам работы за 2011 год меньше установленный Положением о премировании, а также основания не начисления премии по итогам работы за 2010 год. Поскольку выплаты премий истцу по итогам работы за 2011 год и за 4 квартал 2011 года была произведена в меньшем размере, чем 100% ежемесячного денежного вознаграждения, а также лишения его премии по итогам работы за 2010 год было применено к "М" неправомерно, то требования истца о взыскании невыплаченной ему сумм указанных подлежат удовлетворению. Сумма вознаграждения ответчиком не оспаривалась. Таким образом в пользу "М" надлежит взыскать согласно расчетов как самого истца, так и предоставленной справки бухгалтерии Администрации МО г.Надым, премию по итогам 2010 года в размере 34766 рублей 50 копеек, за 4 квартал 2011 года -14524 рубля 73 копейки и по итогам 2011 года в размере 24311 рублей 40 копеек пропорциональной отработанному времени и с учетом выплаченных премий. В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ подлежат удовлетворению требования истицы о возмещении морального вреда, поскольку неправомерными действиями ответчика (не выплата причитающейся работнику денежного вознаграждения), были нарушены трудовые права истицы. Вместе с тем, суд полагает, что размер морального вреда истца завышен, и, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, снижает его до 5.000 рублей. Таким образом, оценка собранных по делу доказательств, правовая квалификация фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, дают основания суду для удовлетворения исковых требований истца. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление "М" удовлетворить. Признать незаконным решение Главы Администрации МО г.Надым о не начислении и не выплате "М" премии за 4 квартал, по итогам работы за 2010 год и по итогам работы в 2011 году в полном размере. Взыскать с Администрации муниципального образования г.Надым в пользу "М" не начисленную и невыплаченную премию по итогам работы за 2010 год в сумме 34766 рублей 50 копеек, премию за 4 квартал 2011 года в сумме 14524 рубля 73 копейки и премию по итогам работы за 2011 год в сумме 24311 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей. Всего взыскать 73602) семьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей 63 копейки. Решение может быть обжаловано в течении месяца с момента вынесения мотивированного решения 26 марта 2012 года в суд ЯНАО с подачей апелляционной жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий:подпись Копия верна: судья: Антонова В.А. Секретарь суда_________