Дело № 2-681/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Надым 22 мая 2012 года Надымский суд Ямало – Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Минихановой Е.В. при секретаре Чебыкиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "Г" к Администрации муниципального образования г. Надым, Администрации муниципального образования Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, УСТАНОВИЛ: Представитель истца адвокат Горлова И.А. обратилась в интересах "Г" с иском к Администрации муниципального образования г. Надым, Администрации муниципального образования Надымский район о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, мотивировала тем, что истцу на состав семьи решением профсоюзного комитета Автотранспортной базы № 6 треста «Севертрубопроводстрой» от 15 декабря 1984 года было выделено жилое помещение во временном жилье – балок *№ обезличен* АТБ-6 поселка Старый Надым. Для вселения в выделенное жилое помещение предприятием истцу был выдан ордер на право занятия временного жилья. В указанном жилом помещении истец проживает до настоящего времени. Решением Надымского городского суда от 10 декабря 2009 года, за истцом признано право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма. Этим же решением признан незаконным отказ Администрации МО город Надым в обследовании жилого помещения на предмет установления пригодности для проживания в нем, Администрация в лице межведомственной комиссии, созданной для признания жилых помещений аварийными, пригодными (непригодными) для проживания и подлежащими сносу обязана провести обследование жилого помещения истца. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Надым от 27.08.2010 № 6, Распоряжением Главы города Надым от 03.09.2010 № 507-р балок *№ обезличен* в/г АТБ-6 поселка Старый Надым в городе Надыме признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Пунктом 3 указанного Распоряжения жилищному отделу Администрации муниципального образования город Надым предписано провести мероприятия по отселению граждан из жилого балка *№ обезличен* в/г АТБ-6 поселка Старый Надым в соответствии с действующим законодательством. Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации МО город Надым после отселения граждан из балка предписано провести мероприятия по его сносу (п. 4). По смыслу закона, жилое помещение истцу должно было быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права на получения жилого помещения вне очереди. Такое право у истца возникло с момента принятия соответствующего Распоряжения Главы МО город Надым, то есть с 03 сентября 2010 года. Однако, до настоящего времени истец продолжает проживать в жилом помещении, непригодном для проживания, Администрация МО город Надым не предприняла никаких мер для переселения истца и его семьи в благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями ст. 85 ЖК РФ. Просила обязать Администрацию МО г. Надым предоставить истцу на состав семьи из трех человек вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. В судебном заседании "Г" на иске настаивал, указал, что он проживает в балке *№ обезличен* в/г АТБ-6 пос. Старый Надым с 1980 года до настоящего времени. Зимой балок замерзает, а весной балок затапливает, в связи с чем у него постоянно болеет ребенок. Представитель ответчика Администрации МО г. Надым в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, возражений по иску не представил. Представитель ответчика Администрации МО Надымский район Фоменко А.А. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что Постановлением Правительства ЯНАО от 18.11.2010 № 383-П утверждена окружная долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, реализация которой осуществляется согласно приложению № 3 «Подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО»». В рамках указанной подпрограммы приобретаются жилые помещения на первичном рынке жилья в собственность ЯНАО за счет средств окружного бюджета с последующей их передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. Мероприятия по отселению граждан из жилого помещения проводятся согласно Порядку реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденному Постановлением Правительства ЯНАО от 27.01.2011 № 27-П. Согласно указанному Порядку, исходя из плановых показателей, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов до 1 ноября текущего года направляют в Департамент строительства и жилищной политики перечни жилых помещений по городскому округу или муниципальному району, планируемых к расселению в очередном финансовом году, и перспективный план расселения граждан на последующие два года. Перечни жилых помещений по муниципальному району составляются в разрезе поселений, входящих в соответствующий муниципальный район. Перечни жилых помещений утверждаются приказом Департамента строительства и жилищной политики. Департамент строительства и жилищной политики на основании утвержденных перечней жилых помещений до 10 ноября текущего года формирует сводную потребность в жилых помещениях, необходимых для расселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в разрезе городских округов, муниципальных районов и поселений. В случае необходимости допускается внесение изменений в перечень жилых помещений, планируемых к расселению. При этом органы местного самоуправления представляют в Департамент строительства и жилищной политики перечень жилых помещений с внесенными изменениями, а также обоснование внесения изменений. Изменения, вносимые в перечень жилых помещений, не должны повлечь за собой изменений в качественных и количественных характеристиках, возможных для предоставления гражданам жилых помещений, определенных на основании сформированного ранее перечня. На основании информации, полученной из Департамента имущественных отношений, Департамент строительства и жилищной политики формирует и направляет в Департамент имущественных отношений перечень жилых помещений, подлежащих передаче в собственность соответствующих муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. Департамент имущественных отношений в установленном порядке осуществляет передачу в муниципальную собственность жилых помещений по указанному перечню. Переселение граждан в приобретенные жилые помещения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим жилищным законодательством и утвержденным перечнем жилых помещений. Согласно информации управления по жилищным программам Администрации района, дом № 27 АТБ-6 признан непригодным для проживания и подлежит сносу, включен в перечень жилых помещений по МО Надымский район, планируемых к расселению в очередном финансовом году, и перспективный план расселения граждан на последующие два года, указанный перечень передан в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. В силу действующего жилищного законодательства, жилые помещения предоставляются вне очереди только лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Законодателем не установлен иной порядок ведения очерёдности лиц, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья. "Г" не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Ссылку представителя истца на ст. 87 ЖК РФ считал безосновательной. Согласно представленным документам, "Г" продолжает проживать в доме № 27 АТБ-6, решение о выселении соответствующими органами местного самоуправления не принималось. Считал, что органами местного самоуправления предприняты все меры, установленные законодательством. Просил в иске отказать. Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, направил отзыв на иск, в котором указал, что осуществления жилищных прав граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, регулируются в рамках Жилищного кодекса РФ и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-3АО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». Реализация положений федерального и окружного жилищного законодательства в части касающейся переселения, граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания осуществляется в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.01.2011 года № 27-П «Об утверждении Порядка реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы». Согласно п. 2 перечня подпрограммных мероприятий Подпрограммы и п. п. 2, 3 Порядка Департамент на основании информации органов местного самоуправления определяет объем средств в очередном финансовом году на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по автономному округу в разрезе муниципальных образований. В соответствии с п. п. 4, 5, 7, 9, 10, 11 Порядка исходя из выделяемых средств, органы местного самоуправления направляют в Департамент перечни жилых помещений, планируемых к расселению в очередном финансовом году, и перспективный план расселения граждан на последующие два года. Департамент строительства и жилищной политики формирует сводную потребность в жилых помещениях, необходимых для расселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в разрезе городских округов, муниципальных районов и поселений. На основании сводной потребности осуществляет приобретение жилых помещений в собственность автономного округа. После завершения процедуры государственной регистрации права собственности автономного округа на приобретённые жилые помещения, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа передает жилые помещения в собственность муниципальных образований автономного округа. Переселение граждан в приобретённые жилые помещения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим жилищным законодательством и утверждённым Перечнем. Учитывая, что полномочия по принятию решения о признании жилых помещений муниципальной собственности аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, формирование Перечней данных объектов и переселение граждан в приобретённые жилые помещения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, осуществляется органами местного самоуправления, следовательно, Департамент по рассматриваемому делу, не может является соответчиком. Просил в удовлетворении исковых требований "Г" к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа отказать. Признать Департамент строительства и жилищной политики ненадлежащим ответчиком по делу. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Надымского суда от 10 декабря 2009 года, вступившим в законную силу, признано право пользования "Г" жилым помещением – балком *№ обезличен* АТБ-6 микрорайона Правобережный г. Надыма на условиях договора социального найма. 09.04.2010 года между Администрацией города и "Г" был заключен договор социального найма жилого помещения *№ обезличен*. Согласно Заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Надым от 27.08.2010 года № 6, Распоряжением Главы города Надым от 03.09.2010 года № 507-р, жилой балок *№ обезличен* в/г АТБ-6 пос. Старый Надым признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3 указанного Распоряжения, жилищному отделу Администрации муниципального образования город Надым предписано провести мероприятия по отселению граждан из жилого балка, в соответствии с действующим законодательством. Согласно справке с места жительства ООО «НадымЖилКомсервис» "Г" зарегистрирован в доме *№ обезличен* АТБ-6 пос. Старый Надым <данные изъяты> года, жена "В". – <данные изъяты> года, сын "М" – <данные изъяты> года. Согласно экспликации, общая площадь жилого балка составляет 75 м2. Истец не состоит в списке граждан (семей), нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявивших себя на территории муниципального образования Надымский район, и ранее не состоял, что следует из справки Администрации муниципального образования Надымский район. В силу ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В силу ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Характеристика этого жилого помещения закреплена в ст. 89 ЖК РФ – другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. На основании изложенного, семье "Г" должно быть предоставлено жилое помещение отвечающее требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ. Однако, такое жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено. Доводы представителя ответчика Администрации МО Надымский район о том, что жилые помещения предоставляются вне очереди только лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными, поскольку ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких – либо других положений Жилищного кодекса РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список очередников), тем более от времени включения в список внеочередников. В данной статье нет указаний на представление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно, после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании ст. 33 Устава муниципального образования Надымский район, ст. 31 Устава муниципального образования город Надым, решения Районной Думы муниципального образования Надымский район от 19.03.2012 года № 123 «Об исполнении полномочий», решения Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 19.03.2012 года № 8 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 26.09.2011 года № 164», решения Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 06.04.2012 года № 13 «О ликвидации Администрации муниципального образования город Надым», Постановления от 12.04.2012 года № 137 «Об исполнении полномочий Администрации муниципального образования город Надым» Администрация муниципального образования Надымский район с 12.04.2012 года исполняет полномочия Администрации муниципального образования город Надым. Соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального образования Надымский район, в удовлетворении требований к Администрации муниципального образования г. Надым, надлежит отказать. Мероприятия по отселению граждан из жилого помещения проводятся согласно Порядку реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденному Постановлением Правительства ЯНАО от 27.01.2011 № 27-П. Согласно п. 1 Порядка реализации мероприятий по предоставлению граждан, переселяемых из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, Порядок регулирует механизм взаимоотношений исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе в рамках мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность автономного округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы на территории автономного округа. В рамках настоящего Порядка жилищный фонд, непригодный для проживания – это многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, а также дома, признанные непригодными для проживания и подлежащими сносу в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации. В силу п. 7 Порядка реализации мероприятий по предоставлению граждан, переселяемых из жилищного фонда, признанного непригодным для проживании, на основании сводной потребности Департамент строительства и жилищной политики осуществляет приобретение жилых помещений в собственность автономного округа, в том числе по договорам долевого участия в строительстве, и после завершения процедуры государственной регистрации права собственности автономного округа на приобретённые жилые помещения направляет в Департамент имущественных отношений автономного округа документы для включения указанных жилых помещений в реестр объектов государственного жилищного фонда автономного округа. В соответствии с п. п. 9, 10, 11 Порядка реализации мероприятий по предоставлению граждан, переселяемых из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на основании информации, полученной из Департамента имущественных отношений, Департамент строительства и жилищной политики формирует и направляет в Департамент имущественных отношений перечень жилых помещений, подлежащих передаче в собственность соответствующих муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. Департамент имущественных отношений в установленном порядке осуществляет передачу в муниципальную собственность жилых помещений по перечню, указанному в пункте 9 настоящего Порядка. Переселение граждан в приобретённые жилые помещения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим жилищным законодательством и утверждённым перечнем жилых помещений. Учитывая, что полномочия по принятию решения о признании жилых помещений муниципальной собственности аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, формирование Перечней данных объектов и переселение граждан в приобретённые жилые помещения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, осуществляется органами местного самоуправления, следовательно, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО является ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к Департаменту также надлежит отказать. На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального образования Надымский район предоставить вне очереди "Г" на состав семьи три человека благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в г. Надым, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее 75 квадратных метров. В иске к Администрации муниципального образования г. Надым, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало – Ненецкого автономного округа с подачей жалобы через Надымский суд. Председательствующий: Копия верна: Е.В. Миниханова Мотивированное решение составлено 28 мая 2012 года