Трудовой спор



<данные изъяты> Дело № 2-1095/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13» июля 2012 года город Надым

Надымский городской суд ЯНАО в составе судьи Рахимкуловой Н.Р., при секретаре Корижиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "Т" к Администрации муниципального образования город Надым об оспаривании порядка расчета среднего заработка, взыскании денежных средств,

установил:

"Т" обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Надым о разрешении индивидуального трудового спора. В исковом заявлении истец указал, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком. В связи с предстоящим увольнением по пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса истцом были запрошены документы, связанные с работой и касающиеся расчета среднего заработка. Истец оспаривает порядок расчета среднедневного заработка, применяемый работодателем для расчета сумм компенсационных выплат при увольнении, считает необходимым применять для расчета среднедневной заработок в сумме 10.450,84 рубля, просит взыскать с ответчика недовыплаченные ему суммы: компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 164.989,93 рубля, суммы оплаты ранее использованных отпусков в размере 266.881,36 рублей, денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты денежных средств в сумме 34.676,71 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Нагайник, действуя на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что при подсчете среднедневного заработка для выплат компенсационного характера, работодатель исключил суммы квартальных и годовых премий, премий к юбилейным и праздничным датам, единовременной выплаты к ежегодному отпуску.

Представители Администрации МО город Надым в лице ликвидационной комиссии, Славченко О.В. и Смирнова О.Г. исковые требования не признали. Пояснили, что истец просит включить в расчет среднего заработка выплаты, которые не предусмотрены системой оплаты труда и не носят обязательного характера, что не предусмотрено действующим законодательством. Заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд с иском.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы по делу, приходит к следующему.

"Т" работал в Администрации муниципального образования город Надым в должности начальника отдела по торговле и бытовому обслуживанию с 5 сентября 2007 года по 3 июля 2012 года, уволен в связи с ликвидацией организации на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ распоряжением работодателя от 13 июня 2012 года № 166-л/с.

Истцом оспаривается порядок расчета среднего заработка, примененный работодателем при расчете сумм компенсационных выплат, связанных с увольнением, а также при оплате очередных ежегодных отпусков, использованных истцом в период трудовых отношений, согласно составленным истцом расчетам с 2008 года по 2011 год включительно.

Статьей 139 Трудового кодекса установлен единый порядок исчисления средней заработной платы.

Так, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относится денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время (пп. «е» пункта 2 Положения).

В пункте 3 Положения указано, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Согласно статье 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 16 Закона ЯНАО от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе», установлено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из:

1) должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад);

2) ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином муниципальной службы (далее - оклад за классный чин);

ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, которые определены федеральным законодательством;

ежемесячное денежное поощрение;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Размеры должностного оклада и оклада за классный чин муниципального служащего, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается муниципальным правовым актом, издаваемым представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.

Статьей 17 Закона ЯНАО установлено, что единовременная выплата при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска производится один раз в год независимо от его продолжительности.

Согласно статье 19 Закона ЯНАО, кроме выплат, установленных настоящим Законом, муниципальному служащему могут выплачиваться иные дополнительные выплаты:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень, почетное звание;

иные выплаты материального поощрения.

Порядок планирования средств для осуществления иных выплат материального поощрения (в расчете на год) определяется муниципальным правовым актом.

Пунктом 10.1 Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования город Надым, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования от 23 декабря 2011 года № 196, предусмотрено, что муниципальному служащему, помимо денежного содержания, могут производиться иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень, почетное звание; иные выплаты материального поощрения.

Аналогичные норма содержалась в разделе 10 Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования город Надым, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования от 12 сентября 2007 года № 75.

Согласно Порядку планирования средств и осуществления выплат материального поощрения муниципальных служащих муниципального образования город Надым, утвержденному постановлением Главы муниципального образования город Надым от 7 сентября 2009 года № 122, праздничные даты, к которым выплачиваются премии, и их размер, определяются муниципальными правовыми актами Главы муниципального образования город Надым, исходя из возможностей бюджета муниципального образования город Надым; премии по итогам работы за квартал, год выплачиваются на основании муниципального правового акта Главы муниципального образования город Надым при наличии финансовых возможностей бюджета муниципального образования город Надым.

Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что премии по итогам работы за квартал, год и к праздничным датам не входят в денежное содержание муниципального служащего, системой оплаты труда не предусмотрены. Указанные выплаты имеют разовый характер, выплачены истцу на основании издаваемых в каждом случае индивидуально-определенных правовых актов, копии которых имеются в материалах дела.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска относится к выплатам социального характера, непосредственно не связана с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, поскольку размер указанной выплаты не зависит от отработанного служащим времени и качества выполненной им работы, то есть не относится к оплате труда.

В этой связи, в расчет среднего заработка истца не подлежали включению премии по итогам работы за квартал, год и к праздничным датам, а также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что установление работодателем расчетного периода в три месяца, при расчете среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, ухудшило положение истца по сравнению с действующим законодательством.

Так, согласно предоставленному ответчиком расчету, проведенному судом и признанному правильным, среднедневной заработок истца при расчетном периоде, исходя из двенадцати месяцев, составляет 2.779,33 рубля, тогда как при расчетном периоде, исходя из трех месяцев – 2.759,13 рублей.

В этой связи, для расчета компенсации за неиспользованный отпуск работодателю следовало использовать расчетный период установленный в 12 месяцев, как при расчете остальных выплат, произведенных истцу.

Согласно расчету ответчика, разница за 33 дня неиспользованного отпуска составила 666 рублей 60 копеек. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Требования истца о взыскании задолженности по оплате дней ежегодных оплачиваемых отпусков за период с 2008 года по 2011 год включительно удовлетворению не подлежат в связи с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением о разрешении трудового спора, о применении последствий пропуска срока заявлено ответчиком.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Как пояснили представители ответчика, расчетные листки всем муниципальным служащим, в том числе истцу, выдавались ежемесячно.

Истец не предоставил суду доказательств того, что о предполагаемом нарушении своего права при начислении оплаты дней отпусков, предоставляемых с 2008 года, он узнал непосредственно перед увольнением. У истца не имелось препятствий в любое время в период трудовых отношений дополнительно запросить у работодателя расчетные листки в случае несогласия с выплаченными ему суммами, обратиться за соответствующими разъяснениями к работодателю, при возникновении спора обратиться в суд.

Доказательств обратного истец суду не предоставил.

В силу статьи 136 Трудового кодекса РФ, оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Последний перед увольнением ежегодный отпуск истцу был предоставлен с 11 марта 2012 года.

При несогласии с выплаченными ему суммами, истец имел право на обращение в суд с иском о разрешении индивидуального трудового спора в трехмесячный срок.

С иском в суд истец обратился 25 июня 2012 года.

Уважительные причины пропуска срока суду не приведены.

Пропуск срока на обращение в суд с иском является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Представителем истца не заявлено о наличии у истца уважительных причин для восстановления пропущенного срока.

Учитывая изложенное, в пользу истца следует взыскать задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 668 рублей 56 копеек и компенсация за нарушение сроков выплаты по статье 236 Трудового кодекса РФ в сумме 1 рубль 96 копеек (Расчет: 666,60 рублей х 8%:300х 11 дней (с 3 июля 2012 года)).

Основания для удовлетворения исковых требований в остальной части отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Взыскать с Администрации муниципального образования Надымский район в лице ликвидационной комиссии в пользу "Т" задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск и компенсацию за нарушение сроков выплаты денежных средств в общей сумме 668 (шестьсот шестьдесят восемь) рублей 56 копеек.

В остальной части исковые требования "Т" к Администрации муниципального образования город Надым – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд ЯНАО с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий(подпись)

Мотивированное решение составлено «17» июля 2012 года.

Копия верна: Судья Рахимкулова Н.Р.

Секретарь суда: