Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «17» сентября 2012 года в г. Надым. Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Антоновой В.А., при секретаре Корижиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению "П", "Н" и "А" к Администрации муниципального образования город Надым и Администрации муниципального образования Надымский район о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истцы в лице своего представителя Христолюбовой И.П., обратились в суд с иском к Администрации МО город Надым и Администрации МО Надымский район о признании за истцами права собственности в порядке приватизации на квартиру *№ обезличен*, расположенную по ул. Зверева дом №41 г.Надыма. Требования мотивированы тем, что "Н" работала <данные изъяты> и получила жилье по ордеру на служебное жилое помещение от 19 октября 1989 года на основании решения горисполкома. В указанной квартире истицы проживают 23 года. В декабре 2009 года "Н" обращалась в Администрацию г.Надыма с заявлением о приватизации занимаемой квартиры, однако ей было отказано по тем основаниям, что жилое помещение является служебным. Представитель истцов оспаривает тот факт, что квартира является служебной и просит передать в собственность истцов указанную квартиру. Истцы "Н", "П" и "А" в судебное заседание не явились. Представитель истца по доверенности Христолюбова И.П., в судебном заседании настаивала на исковых требованиях, просила признать за истцами право собственности на спорную квартиру. Свои требования обосновала тем, что квартира была предоставлена "Н" по месту работы в <данные изъяты> по ордеру на служебное жилое помещение, однако статуса служебного жилья квартира не имеет. Истцы прожили в квартире более 23 лет, и имеют право на передачу в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации. Представитель ответчика Администрации МО Надымский район Антонов В.А. действующий в интересах Администрации МО Надымский район и в интересах Администрации МО г.Надым, так как полномочия Администрации МО г.Надым переданы в Администрацию МО Надымский район. Указал, что спорная квартира является служебным жилым помещением и приватизации не подлежит, считает, что при передачи жилого помещения другому собственнику статус служебного жилого помещения не утрачивается Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, "Н" была принята на работу в <данные изъяты> с 1975 года. В 1977 году была переведена <данные изъяты>, в 1992 году уволена по собственному желанию. С 1992 года по 2010 год работала в <данные изъяты>. На основании решения горисполкома от 28 апреля 1989 года №105 "Н" на состав семьи 4 человека было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, дом 41 кв. *№ обезличен*. Основанием для вселения послужил контрольный талон к ордеру на служебное жилое помещение от 19 октября 1989 года. Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что спорная квартира является служебным жилым помещением. В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры истице, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Решением Надымского городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета от 28 апреля 1989 года №105 квартире*№ обезличен* в доме№41 по ул.Зверева г.Надыма присвоен статус «Служебной» и утверждены списки на выделение служебного жилья. На основании указанного решения "Н" предоставлена квартира *№ обезличен* в доме №41 по улице Зверева города Надым, выдан ордер на служебное жилое помещение №2498 «А» от 19 октября 1989 года. Спорное жилое помещение являлось государственной собственностью, в последствии учитывалось в Реестре МО Надымский район и находилось на балансе Муниципального унитарного предприятия «ПРЭП». На основании Закона ЯНАО «О разграничении имущества, находящегося в муниципальном собственности, между муниципальными образованиями Надымский район и поселениями, входящим в состав его территории»№119-ЗАО от 03.12.2007 года квартира*№ обезличен* в доме№41 по ул.Зверева, г.Надыма была передана в муниципальную собственность г.Надыма, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества города Надыма. Истцы желают приватизировать занимаемое ими жилое помещение в общую долевую собственность в равных долях - по 1/3 доле за каждым из них. Администрация Надымского района полагает, что указанное жилое помещение является служебным, истцам отказано в его приватизации. В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 года № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда» (действующим на момент предоставления истице квартиры), было установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации. Государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий. Государственный учет осуществлялся в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 г. N 380, согласно которой регистрацию жилых помещений осуществляло бюро технической инвентаризации. Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Доказательств соблюдения установленного порядка отнесения жилого помещения к служебным ответчиком представлено не было, в связи, с чем суд приходит к выводу о том, что спорная квартира служебным жилым помещением не является. Согласно данным Управления муниципального имущества Администрации МО г. Надым, спорная квартира является собственностью муниципального образования город Надым и учтена в реестре объектов муниципальной собственности, право собственности на спорную квартиру зарегистрировано в ЕГРП при этом данное жилое помещение не обременено как «служебное». Если исходить из того, что до предоставления истцам указанное жилое помещение решением уполномоченного органа в установленном порядке было отнесено к специализированному жилищному фонду, то необходимо принять во внимание следующее. Истцы полагают, что решений о снятии служебного статуса и исключения названного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не требуется, т.к. квартира утратила статус служебной при передаче ее в муниципальную собственность г.Надыма и они занимают квартиру на условиях социального жилищного найма. В соответствии со ст.7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В жилищном законодательстве, в т.ч. в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, суд применяет аналогию закона и положения ст.7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», находит, что в результате передачи квартиры*№ обезличен* в доме№41 по ул.Зверева г.Надыма в муниципальную собственность МО г.Надым квартира *№ обезличен*, как составная часть указанного дома, также поступила в муниципальную собственность. Таким образом, с момента передачи дома в муниципальную собственность, квартира истцов, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры (исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда) для ее приватизации не требуется. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 г., которым утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., принятие решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. При передаче в муниципальную собственность, служебные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Кроме этого в соответствии с ст.102 ч.2 Жилищного Кодекса РФ установлено общее правило прекращение договора найма служебного помещения в случаях перехода права собственности к другому юридическому лицу, исключением из общего правила является если новый собственник этого помещения состоит в трудовых отношениях с нанимателем жилого помещения. Как видно из материалов дела и сторонами не оспаривается, собственником жилого помещения является в настоящее время Администрация МО г.Надым чьи полномочия исполняет Администрация МО Надымский район, а ранее данное жилое помещение учитывалось в Реестре МО Надымский район, то есть собственник жилого помещения сменился, а так как наниматель данного жилого помещения "Н" не состоит с новым собственником в трудовых отношения, следовательно после перехода права собственности от одного муниципального образования к другому, договор найма специализированного жилого помещения считается прекращенным и к правоотношениям необходимо применять договор о социальном найме Поэтому истцы обладают всеми правами и обязанностями, вытекающими из правоотношений социального жилищного найма квартиры *№ обезличен* в доме№41 по ул.Зверева г.Надыма, в т.ч. правом на приватизацию указанного жилого помещения. В связи с отказом в приватизации занимаемого истцами жилого помещения между истцами и администрацией г.Надыма возник спор о праве гражданском, который подлежит разрешению в судебном порядке по правилам искового производства. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. (в ныне действующей редакции) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность - долевую или совместную. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 26.12.2009 года право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за МО г.Надым и основанием как было указано выше является закон ЯНАО «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Надымский район и поселениями, входящими в состав его территории» №119-ЗАО от 03.12.2007 года. По данным БТИ истцы ранее не участвовали в приватизации жилых помещений, право собственности на жилые помещения за ними не зарегистрировано. По данным Надымского отдела УФРС по ЯНАО право собственности на жилые помещения за истцами не зарегистрировано. В соответствии с Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005г. (обзор судебной практики), если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Таким образом, истцы обладают правом на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, так как "М" имеющая право на участие в приватизации нотариально оформила отказ от участия в приватизации данной квартиры в пользу истцов. С учетом совокупности вышеизложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, признать за истцами право долевой собственности (по 1/3 доле за каждым из них) на квартиру *№ обезличен* в доме № 41 по ул.Зверева г.Надыма. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать за "П", "Н" и "А" право собственности на квартиру*№ обезличен* в доме№41 по ул.Зверева города Надыма ЯНАО в порядке приватизации по 1/3 доли каждому. Решение может быть обжаловано в течении месяца в суд ЯНАО с момента вынесения мотивированного решения 20 сентября 2012 года с подачей жалобы через Надымский городской суд. Председательствующий:подпись Копия верна: судья: Антонова В.А. Секретарь суда__________
В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).