О признании противоречащим федеральному законодательству.



Р Е Ш Е Н И Е № 2-635\2010

Именем Российской Федерации

15 июля 2010г. с.В-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Наконечной Е.В.,

помощника прокурора Надеждинского района П.,

представителя Думы Надеждинского муниципального района В.,

при секретаре Рудопас Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Надеждинского района Приморского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 2 части 1 и части 2 статьи 12 Положения «О контрольно-счётной комиссии Надеждинского муниципального района», утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района от 30.09.2008г. №57,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Надеждинского района обратился в суд с заявлением, указав, что решением Думы Надеждинского муниципального района № 57 от 30.09.2008 утверждено Положение «О контрольно-счётной комиссии Надеждинского муниципального района» (далее по тексту - Положение), которое было опубликовано в районной газете «Трудовая Слава» за 18 октября 2008г и с этого времени применяется на территории Надеждинского муниципального района. Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Положения контрольно-счетная комиссия Надеждинского муниципального района проводит проверки и обследования финансово-хозяйственной деятельности в организациях, их союзах, ассоциациях и иных объединениях, имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставляемые нормативными правовыми актами Надеждинского муниципального района. Согласно части 2 статьи 12 Положения контрольные полномочия контрольно-счетной комиссии Надеждинского муниципального района распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций в части связанной с получением, перечислением и использованием муниципальной собственности и управления ею, а так же в части предоставленных нормативными правовыми актами Надеждинского муниципального района налоговых и иных льгот и преимуществ. Прокурор полагает, что указанные нормы названного Положения необоснованно распространяют контрольные полномочия контрольно-счетной комиссии Надеждинского муниципального района на субъектов, имеющих налоговые и иные льготы независимо от наличия факта получения бюджетных средств и иного их участия в бюджетном процессе и в этой части противоречат ст.157 Бюджетного кодекса РФ и ст.ст.30,31,32 Налогового кодекса РФ. В своем заявлении прокурор просит признать пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 12 названного Положения противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вынесения решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района П. поддержала заявленные требования. Просила признать незаконным пункт 2 части 1 статьи 12 Положения в части слов «а также имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные нормативными правовыми актами Надеждинского муниципального района» и часть 2 статьи 12 Положения в части слов «а также в части предоставленных нормативными правовыми актами Надеждинского муниципального района налоговых и иных льгот и преимуществ».

Представитель Думы Надеждинского муниципального района В. согласился с заявленными требованиями. Дополнительно суду пояснил, что районное Положение о контрольно-счётной комиссии было принято по аналогии с Положением о контрольно-счетной палате Законодательного собрания Приморского края и соответственно в нем были предусмотрены оспариваемые прокурором полномочия комиссии по проверке субъектов, имеющих налоговые и иные льготы и преимущества. В настоящее время краевое Положение в названной части признано Приморским краевым судом незаконным, поэтому Дума Надеждинского муниципального района считает, что дальнейшее применение несоответствующих законодательству норм районного Положения будет неправильным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, участниками исполнения местного бюджета являются представительные органы местного самоуправления, исполнительно - распорядительные органы муниципальных образований, органы муниципального контроля.

В силу статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующего бюджета и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующего бюджета, проводят экспертизы проектов указанного бюджета, долгосрочных целевых программ и правовых актов в бюджетной сфере.

В соответствии со статей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу пункта 1 статьи 30, подпункта 2 пункта 1 статьи 31 и подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации полномочиями контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а также иных обязательных платежей наделены органы Федеральной налоговой службы. Право контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах принадлежит налоговым органам.

Поскольку оспариваемые нормы Положения о контрольно-счётной комиссии Надеждинского муниципального района» неправомерно расширяют круг полномочий данного органа по сравнению с тем, который может быть установлен исходя из требований действующего законодательства, необоснованно распространяют контрольные функции комиссии на субъектов, имеющих налоговые и иные льготы независимо от наличия факта получения бюджетных средств и иного их участия в бюджетном процессе и по сути наделяют комиссии полномочиями налоговых органов, суд приходит к выводу о том, что указанные нормы противоречат закону и их следует признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Таким образом, заявление прокурора следует удовлетворить.

При вынесении решения суд принимает во внимание, что в данном случае взыскание госпошлины в доход государства с органа, принявшего незаконный правовой акт, законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Надеждинского района Приморского края удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 части 1 статьи 12 Положения «О контрольно-счётной комиссии Надеждинского муниципального района», утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района от 30.09.2008г. №57, в части слов «а также имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные нормативными правовыми актами Надеждинского муниципального района» и часть 2 статьи 12 Положения «О контрольно-счётной комиссии Надеждинского муниципального района», утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района от 30.09.2008г. №57, в части слов «а также в части предоставленных нормативными правовыми актами Надеждинского муниципального района налоговых и иных льгот и преимуществ».

Обязать Думу Надеждинского муниципального района в течение 5 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении суда в районной газете «Трудовая слава»».

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Наконечная Е.В.